Цифра дня 17.6% На столько вырос авторынок в апреле 2018
Другие цифры Курс валют:
73,61 (-0,24) 86,92 (-0,07)
29.07.2021

Глобальные возможности локального ремонта

Автор : Оксана Демченко

28.10.2015

Поиск новых бизнес-возможностей и рыночных ниш идет постоянно. В этом контексте часто обсуждается локальный ремонт. Один из перспективных его форматов – устранение дефектов без покраски – мы и решили исследовать с опытным экспертом-практиком Сергеем Чубукиным, руководителем AV-Masters.

Причин для того, чтобы именно локальный ремонт рассматривать как перспективу развития, по крайней мере три:

  • значительная часть повреждений кузова – именно малые, их устранение наиболее эффективно с применением технологий локального ремонта;
  • локальный ремонт – услуга, востребованная постоянно, для неё нет сезонности и ею клиенты, как правило, пользуются не один раз. Однажды оценив выгоду и скорость, услугу и мастера (сервис) ценят и рекомендуют;
  • услуга не требует крупных инвестиций и площадей. При этом она универсальна, востребована и дилерами, и независимыми СТО, и частными мастерами.

Насколько верно перечисленное, в чем ограничения и особенности этого бизнеса, как начать его наиболее грамотно и без рисков – об этом и будет наш разговор.  

– Сергей, для AV-Masters локальный ремонт и в частности удаление вмятин без покраски – глубокий, специализированный бизнес. Характеризуя экспертный уровень компании, можно ли так сказать?

– Конечно. Компания активно развивает этот бизнес в России с 2009 года. И тут мы догоняем мировую практику, где локальный ремонт растет с 80-х годов прошлого века и уже стал солидной отраслью, со своими традициями, шоу. Он положительно зарекомендовал себя и успешно применяется страховыми компаниями как альтернатива «классике»: это быстрее и дешевле. В Америке направление получило огромное признание, это многомиллионный бизнес. В России всё несколько иначе, мы пока на этапе внедрения и даже, пожалуй, пропаганды, как для профессионалов, так и для автовладельцев.

– Можно ли сказать, что это очень живая сфера интересов, вы непрерывно общаетесь, перенимаете опыт и знания коллег?

– И можно, и нужно.  Вначале мы пытались «вариться в собственном соку», но быстро заметили, что это дает отрицательный результат. Сейчас мы на связи с коллегами, в том числе зарубежными. Мы начинали с торговли импортным инструментом и оборудованием одного бренда, затем расширили предложение. Сейчас мы – комплексный эксперт в этом рынке: поставляем оборудование, производим сами, разрабатываем и тестируем, обучаем мастеров, осуществляем техподдержку. Так, недавно запатентовали дополнительные шариковые сменные наконечники. 

Насколько мы серьёзно вкладываемся в разработки, можно понять по тому, что мы не только производим инструмент, но и экспортируем! Так, мы заключили контракт с компанией «Дентрикс», которая в Англии занимается обучением по этой теме и продает инструмент. Мы показали свои разработки – им понравились, и сейчас они торгуют и нашими изделиями. Кстати, подчеркну: мы первые в России,  кто производит собственные профессиональные инструменты этой направленности. Больше того: мы хотим в ближайшее время вообще отойти от практики закупки импортных комплектующих и деталей, наладить полностью их производство в России. Вот вам и импортозамещение.

Если говорить о нашем опыте в обучении, то он проверен и подтвержден многократно: ежегодно в Америке, в Германии, в Англии проходят турниры специалистов  с награждением победителей и вручением сертификатов. Мы стараемся в них участвовать – и нередко наши мастера и тренеры учебного центра побеждают. 

– Перейдём к основной нашей теме: локальный ремонт как бизнес, его эффективность и сам старт-ап. Позиционируете ли вы его как бизнес «под ключ» – или как ряд опций для СТО, дилерского центра?

– Возможны разные варианты. По опыту скажу: основная часть учеников – частные лица. Те, кто решил работать на себя и понимают это как отдельный бизнес, узкое направление. Нечто между хобби и работой. У многих будущее дело и начинается как хобби, а заканчивается, как бизнес. Особенно в регионах, где с работой и инвестициями напряженно, а ресурсы (площадь, оборудование, расходники) для работы по нашей методике доступны почти каждому. Ведь достаточно иметь бокс и вложить для старта (из расчёта на одного мастера) порядка 200–250 тысяч рублей. Учтите: в дальнейшем не требуются почти никакие расходные материалы! А докупать инструмент точечно можно бесконечно, поскольку дальше всё зависит от финансовых возможностей и потребностей мастера.

В последнее время нашими технологиями сильно заинтересовались салоны, продающие новые и подержанные автомобили. Для автомобилей, которые прибывают на автовозах, появление мелких вмятин от ударов камней – не такая уж редкость. Если вмятину зашпаклевать, если перекрасить деталь, продажа автомобиля в качестве нового может стать проблемой. 

Тут упомяну технологическую особенность, которая в какой-то мере является и ограничением для использования нашей технологии. Правка без покраски выдвигает серьёзные требования к ЛКП по эластичности, отсутствию микротрещин. Заводская покраска обеспечивает высокую эластичность, в процессе выправки ЛКП не трескается и не рвется. Перекрашенная деталь, к тому же имеющая слой шпаклёвки, берётся в работу с оговоркой, что возможен отрыв ЛКП. Если технологии нанесения ЛКП нарушались, материалы имели низкое качество, а слой шпаклевки был велик, могут возникнуть проблемы, хотя и в этом случае часто удаётся спасти деталь от перекраски. 


Поэтому подобный бизнес, можно сказать, прямо показан именно автодилерам, именно наша методика восстановления внешнего вида сочетает дешевизну и скорость с полным, бесследным устранением дефекта при сохранении заводского ЛКП. После локального ремонта нет смысла в жалобах на «перекрашенный» автомобиль, которые порой клиенты предъявляют, и даже промеряют ЛКП толщиномером. 

По нашим сведениям, многие автопроизводители сейчас рекомендуют дистрибьютерам (или дилерам) иметь специального сотрудника, владеющего методикой беспокрасочного восстановления  вмятин.

– Этот бизнес не имеет сезонности и работа всегда есть – так вы сообщаете на сайте. Неужели так много «типичных» вмятин? И есть ли особенные, «ваши» виды ремонтов?

– В последние годы у кузовов появился опасный и непредсказуемый враг – град. Он коварно и непредсказуемо накрывает целые районы и приносит огромные неприятности. Порой восстановление автомобилей, по оценке страховых компаний, становится чересчур дорогим или даже экономически неоправданным. Градовые повреждения – это наша прямая специализация. AV-Masters работает по граду с «Ингосстрахом».

Практика показывает, что в «классике» рихтовки и окраски градовое повреждение детали, имеющей 15-20 вмятин – это её замена: правка старыми методами нерентабельна, а последующая перекраска стоит дорого и дает риск непопадания в цвет. 

Часто при граде страдает крыша, и тут финансовый приговор особенно тяжел для автовладельца: срезать целиком и вваривать новую. Ну и цена дальнейшей продажи подержанного автомобиля, сами понимаете, резко падает. Вот свежий пример: на неделе работали с «Ягуаром», по классическому ремонту автомобиль приговорили к замене багажника, крыши и капота! Сумма стандартного ремонта, заявленная дилером, порядка 450 тысяч рублей, затраты времени – недели, если не месяцы (с учётом ожидания и согласований). По нашей технологии всё обошлось в 150 тысяч – и три дня! 

Выгода от локального ремонта очевидна для всех, но страховые компании пока неохотно идут на сотрудничество с нами. Причин тому несколько, они разные по своей природе, и о них не будем в этой статье. Но главный наш союзник – это, конечно, клиент. Если машине всего год-два, он вряд ли согласится на ремонт со срезанием крыши. Мы для него – идеальное решение.

– Если автодилеры обращаются по поводу внедрения вашей технологии  у себя, что вы им предлагаете?

– В первую очередь – обучение. У нас авторская программа, курс собирался по крупицам из опыта всех мировых школ и методик. Наш курс уже хорошо себя зарекомендовал, к нам едут даже специалисты из-за рубежа для повышения квалификации. Наши оппоненты и скептики – это жестянщики старой формации и маляры. Но их позиция понятна. Нужно принимать во внимание и тот факт, что сама по себе технология не нова, ей не меньше 50 лет: у тех «гуру» прошлого, кто о ней слышал, существует предвзятое мнение. Они помнят устаревшие версии локального ремонта. Но на самом деле за эти годы всё изменилось коренным образом. Если прежде рихтовщик имел в своем распоряжении разве что «обратный» молоток и несколько поддержек, то теперь появилось множество производителей высококачественного инструмента, которые выпускают огромный ассортимент приспособлений на все случаи жизни. И все это дополняется новой химией: часто вмятины выправляются с использованием пластиковых грибков, которые приклеиваются к поврежденному месту, а после окончания работы бесследно удаляются.



– Насколько широко вы работаете с дилерами?

– Увы, куда меньше, чем можно было бы. Раньше мы более плотно сотрудничали со столичными в формате аутсорсинга: по необходимости вызывали нашего специалиста, он устранял вмятины… Но это для нас крайне невыгодно: мастер должен ехать на другой конец города, тратить массу времени и получать весьма скромное вознаграждение. Кроме того, заказы несистемные и непредсказуемые, и всегда с требованием срочности! Это нерентабельно для нас.

Сейчас некоторые дилеры пошли по  иному пути: они обучают своего специалиста (все равно где, у нас или в ином месте) и держат в штате. Но обучить хорошего мастера непросто. Что еще важнее, отыскав или обучив такого, его надо удержать, потому что за хорошим мастером идет настоящая охота: кадры решают все!

– Вы сказали, что работа не сезонная, но сразу упомянули град…

– Град – та еще беда для автовладельца, и нам он дает не просто работу – аврал! Порой на одном автомобиле бывает 1600–1800 вмятин разного калибра. И такой автомобиль, естественно,  может оставаться в цеху несколько дней. Мы организуем выездные бригады, мониторим районы, которые накрыл град. На месте принимаем пострадавших 3-4 недели, а то и больше, пока не иссякнет поток клиентов.  Записываются к нам в очередь за несколько дней. Но это именно аврал. А есть и текущая работа, её немало. 

Кстати, второй пик – весна, оттепели, когда появляются иные «персонажи»: сход снега с крыш, сосульки. Летом автомобили сплошь и рядом страдают от камней, вылетающих из-под автомобилей, от упавших веток, от неумелых парковок…Словом – улица полна неожиданностей. И мы без работы не сидим.

Между прочим, мы не только посещаем с командой AV-Masters международные турниры. Сами проводим такие шоу, приглашаем профи не только из России, но и иных стран. Интересно, что как раз во время последнего турнира в Шатуре, это недальнее Подмосковье, прошел град, как раз из «жестких»: в среднем больше тысячи вмятин на машине. А две недели назад был град в Подольске, чуть помягче – по 200-300 вмятин на машину. Два года назад был памятный нам град в Рязани – там 80% машин не подлежали восстановлению, град пробивал и шифер, и черепицу! Мы работали семь месяцев безвылазно.

– Насколько я понимаю, примерно 60-80% всех кузовных повреждений подлежат правке вашими наборами оборудования?

– Да, тяжелые кузовные работы – это не наш профиль, все остальное – наше. Но на сегодня те же 80% клиентов даже не знают, что можно обойтись без замены кузовных деталей, а часто и без перекраски, что можно сэкономить и деньги, и время. Поэтому, когда нас спрашивают, не боимся ли мы конкуренции, обучая людей, мы говорим, что до плотной конкуренции мы, пожалуй, и не доживем.

– По нашим наблюдениям, сегодня часто кузовные участки на независимых станциях открываются не для того, чтобы принести деньги, а, главным образом, чтобы привлечь и сохранить своего клиента, поддержать его. Получается, вкладываться в локальный ремонт и здесь выгоднее, чем в «классику». 

– Это верно. Но еще более важно – затраты времени клиента. Чтобы выправить крыло, надо частично разобрать машину, выправить и подготовить крыло, потом покрасить и поставить. Это не один день, уж точно. В нашем же случае среднее время ремонта – 3-4 часа. Есть разница? Конечно!

Кстати, немаловажная деталь: продвигаемые нами технологии не могут нанести непоправимый вред автомобилю. Если видим, что случай тяжелый, лежит на грани наших возможностей, если не уверены в том, что справимся с задачей на 100% успешно, но клиент настаивает – мы беремся за работу, но предупреждаем о возможных осложнениях. И, если в итоге клиент недоволен результатом, мы возвращаем автомобиль и не берем денег за работу. И это не создает нареканий и споров: при наличии дефектов исходным решением был дорогой и долгий ремонт с покраской, наш метод – альтернатива, так сказать, условно-бесплатная. 

Не брать денег за проблемный ремонт – наш принцип. И он хорошо работает на имидж. Клиент ничего не теряет, кроме затраченного времени – но он на это шел сознательно.

– Расскажите подробнее об обучении: насколько это глубоко, долго…

– Давайте рассуждать. Становится ли инженером студент, отучившись 4-6 лет в институте? Нет, он лишь получает диплом. Инженером с большой буквы он становится гораздо позже, усвоим практику, получив опыт – да и то не всякий. Примерно так же обстоит дело в нашем случае. Мы даем ученику весь пакет знаний и навыков, которым владеем. Как он это усвоит, как сумеет реализовать – это уже зависит от человека. В значительной мере, от его способностей и предрасположенности к данной работе. Еще сильнее – от усердия и мотивации. 

Есть и иная беда: кто-то думает, что, закончив обучение, он может вернуться на работу, сесть на стульчик – и ждать, когда пойдут заказы, и само собой заработает сарафанное радио. Это совершенно не правильно! Начинающий мастер должен сразу же требовать у руководства организовать рабочее место, он должен взять старый капот и практиковаться, отработать приёмы, изученные во время обучения. Практика, непрерывная практика  – это главное, без неё не должно проходить ни одного дня. 

Программы у нас разные, от одной до трех недель. Теоретическая база всюду одинаковая, практическая отличается. Недельный курс мы рекомендуем тем, у кого уже есть навык, кто уверен в себе и своих способностях. Но к нам гораздо чаще приходят люди, вовсе не имевшие отношения к авторемонту. Я помню подполковника – отставного летчика-бомбардировщика, помню детского врача. У них была сильная мотивация, но им требовалось больше времени – и больше внимания. 

Для помощи нашим ученикам мы создали закрытый форум, где выкладываем видео – и фото материалы, обновляем постоянно базу по нюансам работы, особенностям применения инструментов. Это своего рода методички. Доступ к ним дается только нашим ученикам. Кроме того, если у человека через два-три месяца после окончания учебы появляются вопросы и неясности, он согласует с нами время и приезжает. И мы проводим дополнительные занятия, уже бесплатно. 

– И подробнее  о старт-апе: есть ли рекомендованный набор, каков он?

– Да, рекомендуемый набор на один пост существует, его цена порядка 100-150 тысяч рублей. Повторюсь – это уже профессиональный комплект, но и с меньшим количеством инструмента можно начинать профессиональную работу. А дальше – по обстоятельствам. Чем более разнообразным инструментом мастер располагает, тем проще работать, тем быстрее и комфортнее будет справиться со своими задачами. А задачи у нас одни: выправить вмятины и создавать тот позитив для конечного клиента, который так редко может дать авторемонт!