Цифра дня 17.6% На столько вырос авторынок в апреле 2018
Другие цифры Курс валют:
62,91 (-0,22) 71,60 (+0,25)
25.06.2019

Антикризисная программа РОАД

Автор : Оксана Демченко

19.03.2015

Мы вступили в очень сложный для бизнеса год. Давайте попробуем проанализировать ситуацию и начнём с глобального – с рынка в целом, с той среды, где живёт и развивается наш автобизнес.  

– Будем рассуждать с точки зрения предпринимателя. А для него в первую очередь важно определить тенденцию. Она такова: в 2013-ом году рынок падал, в 2014-м тоже. В 2015 он продолжит падать, никто не сомневается. Тенденция переросла в закономерность. Добавим тот факт, что автомобильную отрасль можно смело назвать локомотивом экономики страны: в России построены новые заводы, модернизированы прежние оте-чественные, действует 4000 дилерских предприятий.

И вот наш локомотив теряет ход. Замедление было бы в 2014 году существеннее, если бы не два фактора: программа обновления парка и ажиотажный спрос на автомобили, связанный с девальвацией рубля. Без перечисленного падение рынка могло составить по 2014 году 15-17% вместо имеющихся 10%. Парадоксально, но именно 2014-м годом мы вправе гордиться: рынок, вопреки сложностям, вышел на второе место в Европе! За год продано почти 2,5 млн автомобилей! Феноменальный результат! После Германии Россия на втором месте.

Я считаю, что падение экономики началось гораздо раньше, чем принято думать: уже в конце 2012 года страна вступила в фазу, когда рост стал замедляться. И мы почувствовали, как повеяло кризисом. В прошлом году после Крыма мы почувствовали, как на экономику стали давить ещё и геополитические явления. Потом добавился Донбасс. Осенью прошлого года мы, вдобавок, получили финансовый кризис! Обесценивание рубля и сокращение ВВП грозит нам ещё одним кризисом – социальным. И это совсем неприятно, ведь каждый из нас одномоментно стал беднее на 40%. Да, самые богатые в чём-то себя ограничили, но куда опаснее то, что средний класс превратится в бедный, а те, кто прежде был беден, обнищают. Возникает опасение, что может последовать и политический кризис, чего хотелось бы избежать.

Некоторые сравнивают кризис с ситуацией 2008 года, даже с 1998 годом. Но это вряд ли правомерно. В 1998 году Россию накрыли лишь отзвуки азиатского кризиса, тряхнуло кратковременно, затем сразу начался рост. Кризис 2008-2009 годов пришёл из Америки, он был ипотечным, финансовым, он задел нас, заметно ударил и по автомобильному рынку – но вскоре последовал рост. Нынешний кризис – наш, собственный, российский.

Слово «кризис» переводится с греческого двояко: «решение» и «поворотный пункт». Известен и перевод с китайского – «возможность», но мне представляется, что греческий вариант, в обоих значениях, нам ближе. Как раз в поворотном пункте нам предстоит принимать решения. Каждому отдельно и всем вместе надо отвечать на извечный вопрос: «Что делать?».

В РОАД просчитали: снижение продаж на 1000 автомобилей влечёт за собой закрытие дилерского центра. А это один или несколько собственников, это 50-300 млн рублей инвестиций, вложенных в такой центр, если он региональный , или 200-500 млн в столице. Это огромные средства.

Дилер – это в среднем 80 рабочих мест. При закрытии мы получаем массу проблем – экономических, социальных, семейных, человеческих… И если в таком городе, как Москва, это не катастрофично, то для других регионов закрытие подобного предприятия создаёт огромные трудности не только для его работников, но и для владельцев автомобилей определённой марки.

– Переходя к ситуации в отрасли и позиции РОАД: что будет главным в этом году?

– Полагаю, в современной ситуации следует принимать решения, направленные на улучшение эффективности. Тенденции уже обрисованы, можно предметно говорить о том, как достойно выйти из нынешнего нелёгкого положения.

Первое, самое важное – это поддержка государства. Ведь оно должно быть крайне заинтересовано в том, чтобы дилерское сообщество продолжало закупать и продавать автомобили. Это огромный рынок труда, сбора налогов и поступлений в бюджет. Это сотни тысяч рабочих мест в смежных отраслях. Известно, одно рабочее место на автозаводе даёт семь рабочих мест (по некоторым данным – двенадцать!) в смежных областях – получается далеко идущая цепочка занятости.

Такая помощь уже осуществляется: на I квартал выделено 10 млрд рублей на обновление парка – это хорошо. Поможет это? Да, позволит нам в I квартале продать 150-160 тыс. автомобилей РОАД сейчас тесно работает с Минпромторгом, Минэкономразвития. Мы стараемся донести своё видение ситуации, добиться поддержки и понимания. Выручка от проданных нами автомобилей 2,5 триллиона рублей! Добавим и выручку от проданных запчастей, доходы от сервисной деятельности, страховок – и мы увидим, насколько весом наш вклад в экономику страны. Поэтому мы считаем: правильно выделять ежеквартально по 10 млрд рублей на программу обновления автопарка. Во многих странах, которые настигал кризис, делалось подобное. В некоторых принимались годовые, даже трехлетние (!) программы обновления автопарка. Европейский рынок в результате подобных действий существенно поднимался, подтягивая и смежные области экономики.

Нам необходимо создавать отрасль утилизации: сейчас в России насчитывается около 45 млн автомобилей, из них примерно 25 млн – «ветераны» старше 10 лет! На мой взгляд, это потенциально опасные автомобили, которые необходимо убирать с дорог и улиц.

Вторая программа, которая важна сейчас отрасли и стране в целом – это программа льготного кредитования. Примерно так государство сейчас помогает сельскому хозяйству – а оно, развиваясь, уже завтра станет возвращать деньги и работать на увеличение благосостояния страны. Через автокредиты в прошлом году был продан практически каждый третий автомобиль. Но с повышением ставок процесс резко замедлился. Кредиты сегодня оказались неподъёмными для клиентов, и если кредитные ставки не будут снижены, ситуация с продажами может оказаться весьма печальной.

Чуть отвлекаясь, отмечу: Россию захватывает какая-то ценовая лихорадка. Цены растут, как на дрожжах, потребление падает. Но в кризисы должно быть наоборот! Необходимо сделать всё, чтобы увеличить спрос и потребление, только это стимулирует производство и двигает экономику. У нас всё ровно наоборот, и никто не в состоянии это остановить. Потребитель создаёт экономику, потребителя надо лелеять и беречь. Как это сделать – задача правительства.

Третье предложение: разрешить использовать материнский капитал для приобретения автомобиля. Идея родилась в правительстве. Прекрасная идея, здравая. Её особенно оценят многодетные семьи: как выехать всей семьёй, как с ребёнком посетить поликлинику, как отвезти одного ребенка в садик, другого в школу, третьего в спортивную секцию? Если мы разрешили использовать эти деньги на приобретение жилья, то почему нельзя сделать новый шаг навстречу людям?..

Четвёртое наше предложение – отменить транспортный налог на автомобили экологического класса евро-5 и выше. Тем более, с этого года ВАЗ начнёт выпускать такие автомобили. Идея позволит стимулировать людей покупать современные автомобили и способствовать улучшению экологи городов.

Поддержка хороша, но ещё более важны те усилия, которые прилагает сам участник рыка.

– Значит, далее речь пойдёт об улучшении эффективности работы каждого дилерского центра…

– Именно. Я вижу максимум шансов на выживание у дилера, чей собственник сам работает в автомобильном бизнесе. Для «сторонних игроков» велик риск потерять бизнес.

Цель РОАД – сделать так, чтобы все 4000 дилерских предприятий, работавшие в 2014 году, выжили и вошли в 2016 год. Мы не должны никого потерять. В этой связи мы намерены поднимать и продвигать работу Академии РОАД, чтобы в её рамках специалисты могли обмениваться опытом, практикой, ноу-хау. Мы будем проводить семинары и мастер-классы с выездом в регионы.
Да, придётся пересматривать многие бизнес-процессы и, во многих случаях, само отношение к бизнесу. В условиях сужающегося рынка особое значение получит персональная работа с каждым клиентом. Важно увеличивать число посещений и при этом повышать качество услуг.

Поскольку продажи падают, особое внимание будет уделено работе сервисной составляющей и продажам запчастей, а также продажам автомобилей с пробегом. Да, в некоторых случаях придётся сокращать персонал, меньшим числом людей выполнять те же задачи. Но будут правы те руководители, которые сократят административный состав, а не механиков. Подготовить менеджера можно быстро, а на «выращивание» механика иногда уходят годы. Специалистов надо беречь. Особенно – лучших, особенно – в кризис.

Наконец, важно не просто добиваться финансовых показателей, но соотносить эти показатели с единицами площади, с числом работников, с суммами вложений и числом автомобилей. Нужно перестраивать и рекламную политику, и методы коммуникации с клиентами, и программы СРМ …В бизнесе так: работай или лучше других, или больше. Конечно, предпочтительнее брать качеством. Но, если не умеешь – остаётся брать количеством. Третьего не дано. И это – надолго. Сейчас, покупателей в нашем бизнесе нет, такова ситуация, её должен понимать каждый собственник. Сейчас ситуация такая: или ты эффективный, или ты «мёртвый».

– Вы полагаете, что рынок ещё не достиг дна?

– Нет, определённо. Потому что, повторю, это глубокий кризис. Из него мы будем выходить, дай Бог, лет 5-7, если не дольше. И преуспеем лишь в том случае, если начнём принимать адекватные и своевременные решения, структурно менять предпринимательскую среду.

Автобизнесу не следует уповать лишь на господдержку. Собственники ДЦ должны объединяться под зонтиком РОАД. Только сообща можно противостоять столь мощным угрозам, с какими мы столкнулись. Давайте встречаться, обсуждать проблемы, сообща вырабатывать новые формы и методы выживания, формулировать предложения и доводить их до власти.

Главная задача каждого в отдельности и всех нас вместе – сохранить бизнес. Мы работаем на вас, мы работаем для вас – так давайте действовать вместе, согласованно. Мы в одной лодке. В кризис мы становимся в меньшей степени конкурентами, в большей – партнёрами и соратниками. Потеря даже одного дилерского центра – невосполнимая утрата. А мы можем потерять компании, в которые входят два, три, пять и больше центров. Такие бреши болезненны для всей системы, ощутимы для государства.

Кризис укрепляет сильных и губит слабых – это факт. Но до кризиса никто не знает своей истиной ценности и своих настоящих возможностей. Произойдёт, конечно, расслоение: кто-то поднимется вверх, кто-то опустится. Мы уже сейчас видим лидеров, которые заметно укрепили позиции. Их можно назвать: по итогам 2014-го года выросли «Рольф», «Автомир», «Бизнес Кар», «Дженсер», Major, «АвтоСпецЦентр», ТТС, «БМ-Моторс», «Ключ-авто», ещё ряд компаний. И в 2015 году некоторые компании будут расти, в том числе за счёт присоединения более мелких. А кто-то останется «при своих», кто-то потеряет долю и объём.

Но, сделав упор на объединение и эффективность, мы сумеем минимизировать потери и сохранить рынок.

– И немного об импортёрах – с точки зрения РОАД.

– Дилер и импортёр, по сути, близнецы-братья, мы неразделимы. Для импортёра задача №1 – сохранить дилерскую сеть. Почему? Да потому, что невозможно сейчас найти на рынке более преданных, более надёжных и квалифицированных партнёров, чем нынешние дилеры. Это факт. Опираясь на него, РОАД предлагает «заморозить» дилерскую сеть, не пытаться её расширить за счёт новых игроков.

Появление «новичка» в регионе сейчас почти неизбежно означает жесточайшую конкуренцию и гибель какого-то из существующих ДЦ. От такой ложной конкуренции никто не выиграет. Более того: импортёр не должен и от существующих дилеров требовать масштабных ремонтов, обновлений и расширений. Всё это – лишние затраты, они губительны. Иначе, если давление окажется запредельным, мы увидим и худший для импортёра сценарий: неизбежность выкупа ДЦ и дальнейшей его работы под прямым управлением автобренда или уход с рынка. Насколько такой шаг эффективен и оправдан?

Сейчас окажутся в выигрыше импортёры, которые создадут для своих сетей программы, поддерживающие и стимулирующие спрос и в области продаж новых автомобилей, и в области трейд-ин, и в области сервисных услуг. В сообществе импортёров мы в ближайшее время будем наблюдать точно такое же расслоение, о котором говорили выше, касаясь ситуации у дилеров. Кто-то увеличит долю рынка, кто-то – сократит, кто-то вообще покинет сцену. В этом и состоит полезная роль кризисов: после периода благостного спокойствия приходит время, когда становится очевидно, кто есть кто. И повторюсь, для импортёра важно остаться на рынке, сохранить сеть. Это эффективнее, чем потом, после кризиса, возвращать потери или снова входить в рынок. А ведь возвращаться придётся, российский рынок ещё очень и очень долго будет одним из самых перспективных.

Кстати, обратите внимание: ни один из импортёров не повысил цены на автомобили на 40-50%, хотя в иных отраслях мы видим и больший рост! Здесь наблюдается разумная сдержанность, за это всем автопроизводителям большое спасибо. Это ответственное решение.

– Оригинальные запчасти и неоригинальные, область применения тех и других… Это живая тема для дилера сегодня?

– Безусловно, да. С точки зрения закона дилер имеет право закупать и ставить на автомобили любые запчасти, если они соответствуют назначению. Но на гарантийные автомобили мы обязаны ставить только оригинальные запчасти, это не подлежит обсуждению. Кроме того, существует экономический рычаг – т. н. план закупки запчастей у производителя, и он с каждым годом увеличивается. По результатам выполнения плана дилер либо получает бонусы, либо нет. Бонус, нередко, это единственный способ заработка.

И, кстати, это ещё один пункт программы РОАД, по поводу которого мы будем стучаться во все европейские комитеты и правительственные двери: мы намерены добиваться того, чтобы всеми выполнялся кодекс поведения автопроизводителя. Не как факультатив, а на 100%! От его исполнения выиграют все: импортёры, дилеры, клиенты. Важно дать дилеру некую свободу, без которой он не выживет.

– Численность РОАД в этом году изменилась? Если да, то как?

– В первую очередь хочу отметить: нам стали чаще звонить, задавать практические, живые вопросы, вступать в РОАД. Это значит, что нас знают, с нами считаются, нам верят. А именно к этому ассоциация стремится: объединить автодилеров и быть выразителями интересов дилерского сообщества.

Мы подсчитали минувшей осенью: собственники дилерских предприятий вложили в дилерскую сеть уже более 15 млрд долларов! А это, между прочим, в три раза больше, чем вложили мировые автоконцерны в строительство заводов на территории РФ.

Я очень болею за наших собственников, сравниваю их с пчёлами. Почему? Вспомните пчелу: она собирает мёд, вроде бы, трудится в личных интересах. Но в то же время она, перелетая с цветка на цветок, ещё и опыляет растения – и тем наносит огромную пользу миру. Также и собственники автоцентров, получают доход от собственных вложений. Но в то же время дают работу сотням людей, пробуждают к жизни целые отрасли, загружают заказами заводы запчастей, создают клиентоориентированную культуру, пополняют бюджет страны, занимаются благотворительностью – а это дорогого стоит!

И нам, честное слово, очень хочется, чтобы в сложное время все пчелки выжили, а общество – берегло и ценило этих пчелок.