Цифра дня 17.6% На столько вырос авторынок в апреле 2018
Другие цифры Курс валют:
66,78 (+0,18) 73,98 (+0,03)
21.08.2019

Бразилия авторемонтная

Автор : Дмитрий Даньшов

03.08.2015

Российский «десант» этой весной высадился в Бразилии, имея амбициозную цель: понять авторемонтный рынок за несколько дней, чтобы найти партнёров, идеи и просто единомышленников. Наш журнал получил возможность эксклюзивно представить вашему вниманию путевые заметки Дмитрия Даньшова, собственника компании «Механика» – активного  участника «десанта».

Выставка

Мы приехали к 12 часам – практически к открытию. За оставшийся день удалось провести беглый осмотр и провести первые переговоры. Стоит отметить уровень осведомлённости местных о России: представитель солидной компании проявил живую заинтересованность в вопросах поставок в РФ. Он даже (сам поделился) заказывал маркетинговое исследование рынка, из которого и узнал, что в России ездят только «Камазы» и «Жигули». Поэтому при общении очень удивился запросам: как, у вас есть MAN, Volvo, MB? Компания производит гильзы, направляющие клапанов и толкатели, переупаковывают поршни, клапаны, и кое-что по мелочи. 

В беседах выяснилось: для Бразилии нехарактерна продажа шлифованных валов и расточенных блоков, мода на восстановление в одном месте и сборку в другом давно прошла, и сейчас нормально себя чувствуют только предприятия, которые продают полностью восстановленный и обкатанный агрегат.

Вообще у многих компаний ассортимент продукции слабо пересекается с российским привычным. Поговорили с ремонтниками, те подтвердили: да, зачастую детали производятся приличного качества, но ассортимент предназначен в основном для старых автомобилей, поскольку в Бразилии автопарк неновый, хотя интересный по маркам («Скания», «Мерседесы») с пробегом за миллион км.

Чисто немецкий порядок

Первый визит вне выставки – к хозяину ремонтной компании. Господин Иво Рюккерт, этнический немец, встретил лично. Его дедушка в своё время переехал в страну из Европы, занимался кузнечным делом, каретами… А вот теперь Иво, которому уже около 60 лет, является владельцем серьёзной компании – официального дилера марок Perkins, Deutz, Cummins и MWM. От всех этих компаний он получает доступ к технической информации, оригинальным запчастям, проходит сертификацию производства на соответствие их требованиям к качеству, обучает сотрудников и имеет некий лицензионный софт, который позволяет определить применяемость деталей. Собрать такой «букет» под одной крышей было непросто. Обращает на себя внимание идеальный, воистину немецкий порядок: очень грамотная планировка, всё отстроено и отрегулировано самым лучшим образом. 


Мы посидели, поговорили о том, как вести бизнес в Бразилии. Иво сказал, что всё плохо, конъюнктура скверная, что в 90-е годы он летал на выставки на частном самолете, а сейчас ужесточилась фискальная политика, уменьшилось число людей, способных оплачивать ремонт наличными. К тому же социальное государство придумало жёсткую политику в области трудового законодательства, из-за чего порой невозможно уволить сотрудника. Невозможно условиться с сотрудником по поводу того, что я, дескать, тебя три года обучаю, но ты после этого обязан проработать у меня такое-то время. Иво сильно ругал «синдикаты» – а это, по сути, профсоюзы. Они имеют государственную поддержку и достаточно большие права и собирают взносы, вытрясают из бизнесменов дополнительные условно-добровольные платежи. При этом рядовым членам профсоюза достаются «крохи с барского стола» –пачка дешёвых карандашей ребёнку и возможность для его родителей лечить зубы у зубного техника третьей категории, у которого из инструментов – дрель и пассатижи. 

На фоне того, что описал Иво, наши бизнес-реалии переоцениваются в сознании: может в России и есть недостатки, но и положительного немало!

Потом посмотрели производство у Иво: очень чисто, хорошо. Оборудование бразильское. Из интересного: Иво расспросил у немцев во Франкфурте, как работает индукционный выниматель седел клапанов и, вернувшись домой, сделал его сам. Иво считает, что тепло у него бесплатное, вода –дождевая, поэтому платить не надо. К тому же она оборотная: есть помещение для очистки. Песок из фильтра по мере срабатывания утилизируется официальным образом. 

Иво пытался работать с Китаем, но пошлины в стране чудовищные – 70% вместо наших 5%. Защищают бразильцы свой рынок и своего производителя!

В стране очень активны альянсы и объединения разного формата. Так Иво рассказал об ассоциации Conarem: она имеет свои стандарты качества, аудит качества. Открывает членам доступ к технической информации, правда – ограниченный, позволяет согласовывать цены. Напрямую делать это запрещает антимонопольное законодательство, разрешён лишь ориентировочный прайс. В целом, резюмировал Иво, рынок хуже, чем 10 лет назад, и продолжает снижаться.

Справка от Иво по ассоциации Conarem: объединяет 350 мастерских; взнос – 500-300 реалов в месяц (170$-100$); имеет свою систему сертификации, именно здесь был написан национальный стандарт по ремонту. Претензии по качеству запчастей от члена Conarem производители принимают менее придирчиво, чем от других потребителей.

АКПП – лучше новых

Ещё одна удивительная компания была посещена на следующий день. Расположена она в Сан-Пауло. Занимает примерно 3500 кв. метров, из них 3100 отдано под снятие, установку и конвейерный ремонт легковых АКПП. Рядом склад готовых обменных АКПП – примерно на 300 кв. метров. Компания поражает воображение. В цеху десяток подъёмников для снятия/установки, всё в идеальной чистоте. Стоит промо-машина Жук-Кабрио, пальмы в кадках… и дальше – производственная зона. 

Коробки легковые любые: до Dodge включительно. Цеха чистые, мойка идеальная. Ручной инструмент в полном комплекте. Работают и женщины, поскольку работа пооперационная, требует не силы, а тщательности. Запчасти есть все, их поставляют как производители коробок ZF и Айсин, так и производители автомобилей – компания работает с Ситроен, Пежо, Мицубиси, Додж и массой других производителей. Сюда регулярно приезжают тренеры и от ZF, и от Айсин, и от производителей авто. Гарантийные коробки также поступают сюда. Отремонтированная КПП стоит 7000 реалов независимо от того, что с ней произошло. Если агрегат ремонтировать невыгодно, его разбирают на запчасти. Для конечного клиента (автовладельца) стоимость ремонта составит 8500 реалов. Таковых обращений – до 25%, и от них оплата идёт в основном наличными. Компания в стране – монополист. И отвечает за качество работ. Здесь есть динамометрический стенд, они его оценивают примерно в 0,5 млн евро, и львиная доля суммы приходится на софт. Он весь фирменный, лицензионный. 

Что ещё примечательно? Коробка – ещё горячая, прямо с мойки, окрашивается водоэмульсионной краской, после чего становится чудо как хороша!

Семейный бизнес

Фабрика моторного ремонта Retifica Itatiba – крупная компания, выросшая из гаража. Видно по зданию, что она постоянно росла, прибавляя этажи, пристраивая помещения и уплотняясь. Показали видеоролик: как ремонтируют моторы Cummins и отправляют в представительство, которое их продает, как ребилд. 

Объём производимых ремонтов ошеломляет – свыше 500 агрегатов в месяц, причём – это не легковые моторы! 

Сейчас – время очередного роста: в течение двух месяцев всё оборудование для ремонта тяжёлых моторов переместят на отдельную территорию. Надо отметить, что внутри предприятия существует несколько лабораторий с измерительными машинами, есть и лаборатория поверки метрического инструмента, лицензированная. 

По цене бизнеса: всё предприятие по ремонту тяжёлых моторов, включая землю и оборудование, как утверждает собственник, обошлось ему в 4…5 млн долларов. Это – очень дёшево: земля недорогая, строительство в том климате вообще копеечное. К тому же процедуры согласования в стране очень простые.

Из жалоб: снабжение запчастями. Говорят, дилеры задирают цены в два раза по сравнению со своей оптовой входной ценой, но при этом, если заказ уходит вечером – рано утром он уже приходит. По словам рассказчика, весь дилерский бизнес монополизирован едва ли не одной семьей.

Презентация России

Нас попросили выступить на собрании ассоциации Conarem. Было очень много вопросов от владельцев бизнеса. Их вот что интересовало: выручка на одного сотрудника, налоговая система, таможенные пошлины на поставку импортных запчастей; положение дел с профсоюзами, обязаны ли мы повышать зарплату пропорционально инфляции, существует ли у нас минимальная оплата труда, а также, почему у нас диктатура, и насколько глубокий кризис в РФ. 

По результатам беседы сложилось впечатление, что запчасти, поставляемые в Бразилию, дорожают на 70% в результате сертификации и растаможки. Профсоюзы фактически занимаются вымогательством, вытрясают деньги из работодателей, и лишь малая часть их попадает к работникам. В противовес профсоюзу рабочих существует профсоюз работодателей. Их задача – противостоять давлению предыдущего профсоюза. 

Многократно упоминалось, что обучение сотрудников в Бразилии происходит через центры подготовки SENAI. О них расскажем чуть позже. 

По итогам встречи нам сказали: если в России нет синдикатов профсоюзов, если нет обязательств во что бы то ни стало повышать зарплату, индексируя инфляцию, если налоговая нагрузка на фонд заработной платы всего лишь 42% (а у них – порядка 100%) то, наверное, им пора переселяться с бизнесом в Россию.

Магазины запчастей

Посетили сеть, некий аналог нашего «Техкома» по первому впечатлению. Ценник по впечатлению сильно завышен, и при этом – огромные очереди. Явление для нас не характерное, тем более непонятное, что бразильцы сами не станут менять свечи, фильтры и колодки.

Единая сеть обучения

Учебный центр SENAI – мы слышали о нём многократно, и отзывы были самые лестные. Нас приняли и сделали для нас подробную презентацию. Принимали нас, если адаптировать должности, два проректора. 

SENAI организован в 1942 году промышленниками в сфере сервиса и автоиндустрии (в переводе на русский – торгово-промышленной палатой Бразилии) для обучения сотрудников. Для финансирования SENAI государству перечисляется 1% от фонда заработной платы всех промышленных предприятий этой сферы. За это промышленники имеют возможность отправлять учиться от 5 до 15% своих сотрудников. Но это не только возможность, но и обязанность. И если предприятие не отправило 5% своих людей на учёбу, его штрафуют. Первоначально многими промышленниками такая система воспринималась отрицательно, квота не выбиралась. Последние 15-20 лет большинством предприятий эта возможность расценивается позитивно, обучение широко используют.   

Система обучения четырёхуровневая. Первый уровень – базовый. Сюда направляются студенты 14- 22 лет для получения квалификации механика. Для этого необходимо закончить школу, чтобы быть элементарно грамотным человеком. Обучение бесплатное двухгодичное, при этом человек должен где-то работать.

В Сан-Пауло центральный учебный центр SENAI специализируется именно в автомобильной промышленности. В Сан-Пауло в структуре SENAI 91 школа, в т. ч. 75 – мобильных. Т.е. приезжает огромный трейлер – передвижной класс – и в определённое время в определённом месте проводятся занятия. 

В Сан-Пауло школа работает с 1968 года. Изначально здесь готовили станочников и маляров, как строительных, так и автомобильных. С 1990 года специализация стала чисто автомобильной. В школе 201 сотрудник; 48 – администрация и 153 – профессорско-преподавательский состав. При создании школы приглашались преподаватели из Германии. Двухгодичный курс механика – базовый. 


Следующий двухгодичный курс техника – средний уровень, он включает углублённую специализацию по диагностике и агрегатному ремонту. Базовый курс даёт возможность грамотно провести ТО, что близко нашему слесарю 3 разряда. Следующий курс – уже с возможностью диагностики или специализации. 

Третий курс – технолог, это углублённая специализация. Тут есть вечерняя форма, есть как бесплатная, так и платная программы. 

Ещё форма обучения «факультет». Это углублённая специализация в какой-либо области. Факультет – это 2400 учебных часов, растянутых на два года на базе среднего образования. Т.е. человек может поступить извне, не заканчивая две первые ступени, но сдав экзамены. Стоимость обучения на факультете – 700 реалов в месяц. Для беднейшего населения обучение может быть бесплатным. Есть кредит от SENAI (не банковский, а именно от центра) с обязательством выплатить сумму после окончания обучения. 

На каждом из 17 факультетов своя специализация. Количество студентов, прошедших обучение в школе SENAI: в 2012 году – 20 000 человек, в 2014 году – 14 тысяч. Обучение в три смены. Кроме трёхгодичного факультета есть углублённые курсы по выбранным дисциплинам, трехмесячные, 160 учебных часов. Это – платно, стоимость– от 800 реалов в месяц и до 2200 за кузовной курс. Высокая цена объясняется использованием дорогих ЛКМ.

Активное участие в деятельности SENAI принимают партнёры –- крупные автопоставщики, также GM, BMW, Mitsubishi, индийская «Махиндра», местный производитель мотоциклов. Здесь же Mercedes, ZF, иные крупные компании. 

Стажировку (практику) студенты проходят на рабочем месте, поскольку большинство из них трудоустроено. Существует система экзаменов (теория + практика). Обязательно учитывается дисциплина, отсутствие прогулов и опозданий. Существуют зачёты по окончании какого- либо курса, зачёты и тесты в процессе обучения, чтобы отсеять мало пригодных к обучению. 

При осмотре учебных классов мы отметили: много кузовщины. В обучение входит курс сварки. Если студент этот курс не может освоить, его переводят на иную специальность, предполагая, что он к профессии кузовщика не пригоден.

Следующее, что мы увидели, нас шокировало: несколько тысяч кв. метров полов с паркетом красного дерева, стоят автомобили, представленные партнёрами, и агрегаты тяжёлых грузовиков. Все это ремонтируется, многие моторы прямо на месте можно запустить, во многие преподаватели намеренно вносят неисправности, и студенты должны это обнаружить. На стенде БМВ только мотоциклов более, чем на 1 млн евро. Студентам даётся возможность их разбирать до винтика и собирать – это дорогая практика.

Практикуется обучение иностранных студентов из Южной Америки и из Африки. Обучение идёт как на португальском языке, так и с помощью переводчиков. 

По малярным системам. Готовят по четырём производителям ЛКМ, нет доминирования кого-то одного. Поразила химическая лаборатория, где тестируются топлива и масла: очень полезный курс.