Цифра дня 17.6% На столько вырос авторынок в апреле 2018
Другие цифры Курс валют:
64,49 (-0,14) 71,96 (-0,28)
21.05.2019

Первый всероссийский слет диагностов

30.03.2017

Диагностика. Апрель 2017 года обеспечил стране солнечное настроение ожидания тепла и зелени на фоне паводков, заморозков, внезапных снегопадов и прочих обычных в общем-то чудес» этого сезона. Такая погода в сочетании с таким настроением идеально соответствуют и деловому климату в стране. Да, есть ощущение перелома в долом и болезненном тренде на стагнацию и даже падение. Да, хочется верить, что впереди потепление делового климата, пусть и не быстрое, не резкое. Даже если пока многие ощущают – заморозки, осадки и ветер... Применительно к сфере диагностики, продолжая аналогии, главная характеристика погоды – именно ветер. Ветер больших перемен.

Событие, которое в конечном итоге было названо «Первый всероссийский слет диагностов» было задумано зимой, в самом конце 2016 года. Оно стало частью программы развития издательского дома, нацеленной на создание новых каналов коммуникации и новых площадок для сбора специализированной, тематической аудитории. Диагносты –пример именно такой очень замкнутой, требующей своих спикеров, своего режима работы, своего подхода «касты» в большой и разнообразной сфере автобизнеса.


Мы выбрали из всех профессиональных «каст» и сегментов бизнеса именно этот – диагностику –как точку пристального внимания не просто так, а именно потому, что здесь ожидаются и уже копятся большие, в чем-то драматические перемены. Этап количественного, поступательного и плавного развития систем и технологий подходит к завершению, сменяясь этапом качественного, меняющего весь рельеф рынка, тектонического сдвига в подходах, в компетенции проколофонов, в оборудовании и ПО. Конечно, все это буде не завтра. Конечно, невозможно все это отразить в рамках одного слета и тем более – первого. Но сфокусировать внимание, собрать постепенно аудиторию, создать экспертное сообщество начать изучать перемены — это все важно сделать сейчас. И в этом смысле слет –лишь первый шаг большого пути.

Что стоит назвать в числе важных индикаторов изменений качественного порядка? Вот лишь некоторые.

  • «Подключенность», или объединение парка страны в единую облачную сеть - ее внедрение на законодательном уровне и на уровне интереса и процесса «снизу». Ведь, пока «сверху» нам навязывают ГЛОНАСС, тот же Bosch инициативно и без всякого принуждения ввозит и тестирует свой облачный сервис Bosch connected, чтобы увидеть, как он отразится на работе сервисов и как можно сделать его максимально полезным и клиенту, и ремонтнику.
  • Скорость обмена данными. Переход от CAN-шины к ethernet-каналам дает тот же скачок в скорости и возможностях, который дало ранее внедрение самой  CAN-шины. Такие перемены необходимы и назрели, ведь число систем и процессов, непрерывно нуждающихся в контроле и управлении в рамках автомобиля возрастает в разы, причем за счет новых систем, которые прежде не существовали или сводились к примитивным механическим решениям. Речь идет об активной безопасности, об автономном аовждении — и т. д.
  • Телематика как следствие подключенности — тоже отдельный и критически важный фактор. Вопросы прав собственности на базы данных, на управление ими, на предоставление доступа к ним в т. ч. в режиме ведомой диагностики очень и очень серьезны, и их решение не будет простым.

Конечно, все указанные темы слишком глобальны для рамок одного слета диагностов. Но, повторим, мы делаем первый шаг. Для этого важно собрать вместе заинтересованные стороны мира диагностики: поставщиков оборудования и технологий, собственно диагностов, интеграторов рынка, экспертов, поставщиков программ обучения, представителей сложившихся сообществ в сети и в «реале», часто связанных именно со школами диагностов. И, как нам представляется, с этой своей задачей «первого шага» мы полностью справились. 

Судите сами. На первом слете собрались:

  • представители основных брендов – Autel, GrunBaum, Bosch, Launch, TEXA;
  • специалисты в обучении – учебный центр Bosch, школа диагностов «Инжекторкар», учебный центр SMART (который, кстати, выступил партнером мероприятия и предоставил площадку);
  • поставщики технических знаний и баз данных – «Легион-Автодата»;
  • поставщики систем и узлов, а также инженерных решений – Pierburg и Kolbenschmidt;
  • эксперты-практики с уникальным набором компенсаций и опыта, такие как «Диджитал Дизель» – компания, работающая в дизельном ремонте любой сложности со всеми брендами и системами.

Повторим еще раз, мы не пытались «объять необъятное» и сразу получить очень широкий охват и очень глубокие решения. Мы лишь пригласили всех этих очень разных и очень занятых людей собраться 30 марта и вместе взглянуть на мир диагностики. Добавим, для диагностов был предусмотрен небольшой взнос за участие, который должен был сделать посещение слета не абстрактным намерением, а вполне конкретным планом.

Слет продолжился 31 марта в формате конкурса для лучших диагностов, отбор которых прошел через заполнение анкет-опросников участниками перового дня мероприятия. О конкурсе мы расскажем подробнее отдельно.

Первый день был разделен на два блока — теорию и практику, так в самом общем виде можно их описать. Первая сессия прошла в большом общем зале в формате кратких докладов и презентаций, а вторая — в малых аудиториях и лабораториях. Открыла слет Марина Белоглядова, руководитель ИД «Автомобильное время». Она приветствовала участников слета, а также анонсировала новые проекты в рамках издательского дома на этот и следующий годы, в том числе в сфере диагностики, где планируется выпуск электронного издания. Марина поблагодарила всех партнеров за поддержку слета. И затем передала слово представителям брендов, чтобы они кратко изложили видение трендов рынка и пригласили участников на свои практикумы второй половины дня.

От лица всех диагностов выступил с кратким «словом к брендам» Илья Николов, постоянный автор и эксперт журнала «Кузов». Достаточно резко и прямо Илья представил разбор первых страниц сайтов и буклетов поставщиков оборудования и технологий такими, какими их видит он – реальный практикующий диагност. Он выделил те моменты, которые важны при выборе или являются предметом поиска для практиков и сравнил их с «фишками», которые по мнению корпоративных маркетологов привлекают внимание аудитории, создают спрос и стимулируют продажи. Отметил: диагносты – люди с высоким интеллектом и созданной самой их профессией склонностью сомневаться и «искать ошибки», они не принимают на веру глянцевые слоганы и отторгают заведомо преувеличенные обнищания, а также и бравурный тон с обилием эпитетов типа «наилучший», «№1 в мире», «элитный», уникальный». Диагностов настораживает «маркетинговая реальность», слишком далекая от реальности и лакированная до глянца. Аналитический ум и техническая направленность требуют иного. Конкретных, детально представленных, пояснений по новинкам и улучшениям, разбора кейсов, техподдержки и общения на языке профессионалов.

Павел Клюкин, ИЦ SMART, приветствовал собравшихся и заверил их в том, что зал слета собрал лучших в отрасли и профессии, ведь именно они активны в поиске нового, они первыми откликаются на предложения общаться и обмениваться опытом.

Первым с практической презентаций по оборудованию и его применению выступил Кирилл Малащук, он представил компанию BrainStorm и ее бренды Autel и GrunBaum. Кирилл обозначил для представляемой гаммы продуктов долю рынка в порядка 10% и предложил особое внимание уделить дизельной тематике как в целом, так и в рамках приборов и ПО своего бренда. Не без оснований: уже сейчас до 10% парка в РФ даже по новым легковым а/м – дизельные, и доля активно растет. Причем в первую очередь такие автомобили приобретают клиенты состоятельные, готовые внимательно и бережно обслуживать свой автомобиль. Кроме того, Кирилл рассмотрел сегмент LCV как очень перспективный для автосервиса в целом. Средний чек в обслуживании бензинового и дизельного автомобилей отличается в 2-3 раза, отметил спикер и добавил: на его взгляд, конкуренция в дизельном сегменте по диагностике и сервису существенно ниже, чем в среднем по рынку.

Кирилл также анонсировал практические программы дня от бренда GrunBaum, в том числе демонстрирующие переход для СТО (или скорее расширение) от бензиновой диагностики к комплексной и дизельной.

"Во второй части презентации спикер дал краткий обзор развития отрасли за 10-15 лет. Оглядываясь", – сказал Кирилл, – "трудно поверить в то, как стремительно выросла скорость передачи данных с появлением и развитием CAN-шины. За тот же период в 4 раза выросло и число электронных блоков в автомобиле – до 80 (в среднем), да и само число шин, связующих блоки и дающих обмен данными увеличилось, от 1 до 12 и более."

«Так же, как современный смартфон уже не имеет ничего общего кроме названия с телефоном прошлого века, и современный сканер очень мало похож на тот, с которым начиналась тема электронной диагностики», – сказал он, иллюстрируя идею необходимости постоянного совершенствования навыков и обновления знаний для сохранения и развития в профессии.

Алексей Духовный, представляя программу от бренда TEXA, особое внимание уделил внедрению ГЛОНАСС и новым вызовам и возможностям, которые создаются в момент подключения многих, а затем и всех автомобилей в единую сеть и единую облачную базу данных.


"Вхождение в сетевой формат управления данными, мониторинга и диагностики автомобилей сильно перекроит отрасль", – подчеркнул спикер. "Слыть профессионалом и собирать деньги, банально считывая и стирая код ошибок и «торгуя бумагой» то есть выдавая простенькие диагностические распечатки, станет бесполезно – такую информацию сможет получить любой автовладелец и самостоятельно! Но подлинная суть профессии будет востребована и сохранит свою ценность: а это по-прежнему выявление и решение реальной проблемы по симптомам, которыми в том числе являются данные всевозможных систем и датчиков."

"Компания TEXA, в 2017 году отмечает юбилей – 25 лет на рынке", – указал спикер. Жизнь бренда в четверть века длинной началась с очень локальный линейки сканеров и сейчас выросла до полного спектра возможностей и применений по парку и системам автомобиля, TEXA располагает и сертификатами омологации от автопроизводителей на приборы и оборудование. Предваряя программу второй половины дня Алексей сказал, что вместо работы в сервисной зоне (лаборатории) компания выбрала экспертное консультирование в малых группах по актуальным темам и трендовым направлениям, в том числе — по климатическим системам и принципиально новому хладагенту, который только выходит на рынок.

Владимир Карташов, представляя программу от Launch, поздравил всех присутствующих с началом мероприятия и пожелал участникам удачи и успехов в конкурсной программе. Сделав краткий обзор структуры компании, в том числе производственных подразделений и зарубежных филиалов, он также подчеркнул, что компания в этом году отмечает свой 25-летний юбилей, при этом на российском рынке Launch активно работает уже 15 лет. Далее спикер познакомил аудиторию с основными направлениями деятельности компании, остановился на диагностической продукции, выделив несколько основных продуктовых линеек, а также анонсировал ряд интересных новинок нынешнего года. Представляя программу, запланированных на вторую половину дня мастер-классов, Владимир Карташов отметил, что они пройдут в формате практического семинара, на котором участники смогут познакомиться с особенностями работы диагностического оборудования Launch, а также задать вопросы и высказать свои предложения и пожелания.

Коснувшись темы перспектив отрасли, докладчик поддержал предыдущих ораторов и обрисовал ближайшие цели компании, которая сконцентрировала свои усилия в первую очередь на разработке и внедрении решений на базе инновационных технологий, таких как Connected Cars, IoT, «умное вождение», «облачная диагностика с искусственным интеллектом», Big data и V2X. Все это в ближайшем будущем позволит нам, как водителям, пользоваться различными сервисами интеллектуальной помощи при управлении автомобилем в максимально удобном для нас виде и в итоге перейти на новый уровень безопасного использования автономных роботизированных транспортных средств.

Игорь Галахов, представляя взгляд Bosch на перспективы развития автомобиля как такового и в связи с ним – диагностики, отметил переход фокуса внимания в силового агрегата на вспомогательные и специальные системы. Пример – головной свет, который долго был чем-то простым и не требующим для себя особых систем настройки и диагностики. Но с появлением адаптивного света все изменилось: источник света, который работал с фарой на основе лампы накаливания, галогеновой или ксенона более или менее прост, он может быть и механическим. Но для адаптивного свете все иначе, процесс начинается с позиционировании, привязки каждого сегмента фары к точке отсчета (сейчас их до 24 у Mercedes, например) и далее уже оценки всего светового пучка и его рисунка, который может сложно видоизменяться.

«Меняются и базовые вещи: прежде автомобиль двигался с ближним светом, изредка переключаясь а дальний. Для адаптивного света именно дальний – основной, а при особых условиях возможно отключение части сегментов и изменение рисунка светового пучка.

Иные вспомогательные системы, пока новые но это будущее диагностики – настройка систем распознания дорожных объектов, калибровка радаров и т. д.» Причем есть подозрение, что контроль, калибровка, ремонт датчиков и камер будет явлением массовым, это станет важным участком работы для диагноста.

Много внимания Игорь уделил теме скорость обмена данными, в разы возросшей при внедрении CAN-шины и снова революционно развитий с вводом ethernet-решений. В залах практики во второй половине дня рассматривались менее трендовые, но более практически вопросы диагностики дня сегодняшнего

Владимир Суров, представитель компании MS MOTORSERVICE INTERNATIONAL, представил взгляд «третьей стороны» – партнера как СТО, так и поставщиков ПО и приборов, поскольку копания является поставщиком систем, технологий и узлов для автопроизводителей и вторичного рынка. До недавнего времени рынку был известен бренд KSPG, но с осени 2016 года структура концерна уточнилась и все автомобильное направление стало называться Rainmetal Automotive, имеющее три основных подразделения, в том числе Kolbenshmidt, которому и была посвящена в основном презентация.

Блок презентаций и докладов завершили Станислав Светозаров (Школа диагностов "Инжекторкар") и Иван Терешонков (Легион-Автодата). Вступления этих спикеров мы подробно осветим в печатной версии журнала №36.

Имена диагностов-финалистов, прошедших во второй тур:

  1. Спрукуль Станислав (Вилгуд)
  2. Монин Юрий (Дилижанс, Санкт-Петербург)
  3. Прохоров Александр (МАМИ, Москва)
  4. Цирков Владимир (Диджитал Дизель, Москва)
  5. Кашканов Олег (Автопим, г. Нижний Новгород )
  6. Рогоцевич Сергей (Бош Сервис, г. Королев)
  7. Семенов Александр (Механика, г. Москва)
  8. Медведский А.П. (г. Москва)
  9. Литвинов Евгений (Fit Lab, Новосибирск)
  10. Деревягин Виталий (г. Архангельск)
  11. Устюжанин Андрей
  12. Данилов Денис (Дилижанс, Санкт-Петербург)
  13. Шелков Никита (г. Москва)
  14. Соколенко Артем (Автосервис Победа, г. Климовск)
  15. Шихалев Евгений (г. Первоуральск)
  16. Сапельников Кирилл (г. Королев)
Поздравляем ребят и желаем удачи в финале!