Цифра дня 17.6% На столько вырос авторынок в апреле 2018
Другие цифры Курс валют:
63,83 (-0,64) 70,67 (-0,86)
17.09.2019

В Калуге прошла «Автоэволюция»

10.09.2015

АвтоЭволюция. В Калуге 8 сентября 2015 года прошел шестой международный форум по развитию автомобилестроения и производства автокомпонентов в России «АвтоЭволюция 2015», организованный газетой «Ведомости». В ходе форума представители правительства страны, производители автомобилей и компонентов, эксперты и аналитики обсудили актуальные вопросы автоиндустрии, обменялись эффективными технологическими и управленческими решениями, нашли новые контакты и идеи для развития бизнеса в непростых экономических реалиях.

С утра участники форума побывали на экскурсии на предприятиях автомобильного кластера (Benteler Automotive, Continental Automotive Systems RUS, завод по производству двигателей Volkswagen, «ПСМА Рус», «Фуяо стекло рус»). 

Форум проводился при участии правительства Калужской области. Одно из главных предназначений форума – отражать изменения, происходящие в российском и мировом автомобилестроении. Собирая на одной площадке всех ключевых игроков рынка, он предоставляет его участникам возможность всестороннего обсуждения текущих трендов, прогнозов, выявления направлений дальнейшего развития отрасли и наиболее перспективных точек роста. Кроме того, особый дух форума способствует более эффективному налаживанию деловых контактов и связей. 

На открытии форума выступил Первый заместитель Губернатора Калужской области Алексей Лаптев. «Несмотря на то, что ситуация на автомобильном рынке не очень радужная, это совсем не повод унывать. Калужская область доказала, что автомобильный кластер может развиваться быстро – наши предприятия выпустили со сборочных линий более 1 миллиона авто. Традиционные предприятия тоже развиваются и становятся партнерами автопроизводителей. В перспективе нужно развивать логистику – за семь лет грузооборот в области вырос в 25 раз».  

Далее в рамках пленарной сессии была организована дискуссия, в которой участники вместе с представителями Минпромторга и компаний-автопроизводителей искали ответы на вопросы: «Как участникам рынка сохранить конкурентоспособность и эффективность – в условиях драматического падения спроса», «Наращивание локализации в кризис: плюсы и минусы», «Какой эффект дали антикризисные действия, предпринятые государством и бизнесом?», «Как будет развиваться экспорт автомобилей из России и какая потребуется поддержка от государства?» и ряд других. 

Участники первой пленарной сессии форума во главе с заместителем министра промышленности и торговли РФ Александром Морозовым дали оценку состоянию автомобильной отрасли и обсудили сценарии развития рынка. 

По словам Морозова, обстановка на рынке и в производстве автотранспортных средств неоднозначна. Среди мер государственной поддержки автомобильной промышленности в 2015 году – возмещение части затрат на модернизацию, субсидирование перевозок автомобилей из дальневосточных регионов, программа обновления парка колесных транспортных средств, субсидии субъектам РФ на закупку автобусов и техники для ЖКХ, работающих на газомоторном топливе.

Говоря о мерах стимулирования спроса на автомобили, произведенные в РФ, Александр Морозов подчеркнул, что действуют три программы – льготное автокредитование, программа обновления парка и льготный лизинг. 

«В целом по трем программам запланировано 27,2 млрд рублей на три года. Поступления в федеральный бюджет в этом году составят 56,7 млрд рублей. Таким образом, бюджетная эффективность трех программ стимулирования спроса – 184%. Это уникальный показатель», – отметил замминистра. 

По его словам, в качестве мер господдержки, оказавших наиболее значительный вклад в восстановление рынка во 2 полугодии 2014 года были названы такие, как программа обновления парка колесных транспортных средств (12,9 млрд руб, что привело к 188,2 тыс. шт. дополнительного объема продаж), прямые государственные закупки федеральных органов исполнительной власти (2, 6 млрд руб. и 3,2 тыс. шт.), субсидии субъектам РФ на закупку автобусов и техники для ЖКХ (93,7 млрд. руб. и 0, 8 тыс. шт. соответственно). 

Также по данным Минпромторга производство автомобилей в России упало на 27,8%. Из них производство легковых автомобилей упало на 28,3%, грузовых – 36,3%, автобусов – на 5,3%, LCV – на 15,5%. Прогноз динамики производства автомобилей – при условии господдержки – падение производства составит 24%, без господдержки – 37%. В 2015 году Минпромторг планирует 50 организациям возместить часть затрат на модернизацию, на что будет выделено 6,87 млрд руб., обновить парк колесных транспортных средств: 140,5 тыс. легковых автомобилей, 1 тыс. автобусов, 4 тыс. грузовых авто, 14,5 тыс. коммерческих автомобилей, на что будет выделено 15 млрд руб., а также ряд других мер. 

На заседании речь также шла о динамике развития автопрома в калужском регионе. Калужский автокластер представлен тремя OEM-производителями и 28 производителями автокомпонентов, многие из которых взаимодействуют с традиционными предприятиями региона. Несмотря на спад в автомобильной отрасли, производители увеличивают эффективность предприятий, в частности, стремятся повысить уровень локализации, корректируют производственные программы. Так, «Фольксваген Груп Рус» достиг уровня локализации модели Polo Sedan 70%. На сегодняшний день 33% объема промпроизводства и 6% налогов, поступающих в консолидированный бюджет – это дал автомобильный кластер. 

Своими планами в отношении калужского региона и российского рынка на форуме поделились мировые производители автопрома. «Наши инвестиции являются долгосрочными. Мы просто вынуждены скорректировать свою деятельность и выйти на рынок с новой стратегией развития. С коммерческой точки зрения, мы должны сконцентрироваться на производстве конкретных моделей, улучшить производственную эффективность так, чтобы она соответствовала реальностям компании и увеличить уровень локализации, которая на данный момент равна 35%. Наша цель – 50% к концу 2016 года. Также мы заинтересованы в экспорте», –подчеркнул генеральный директор «ПСМА Рус» Жан-Кристоф Маршаль. 

Выступление Адиля Ширинова, первого вице-президента и исполнительного директора Ford Sollers было посвящено основным тенденциям рынка и описанию текущей ситуации в автобизнесе. Ключевыми тенденциями рынка по его словам, являются: 

  • Зависимость автомобильного рынка от экономики и мер господдержки, и как следствие, его волатильность. 

  • Переход покупателей в более доступные сегменты. Рост сегмента В составил в 2015 году 30 %.  

  • Более ярко выраженный сезонный фактор  

  • Существенное падение С-сегмента за счет конкуренции с В+ и SUV сегментами. Ежегодное падение С-сегмента – это 15-17% 

  • Перераспределение рынка в пользу крупных игроков с локальным производством.

По его мнению, «в условиях экономической нестабильности важно локализовать сырье в России на 100% и создать компонентную базу». 

Напомним, что локализация Ford Sollers в России – это 7 моделей, 300 локализованных компонентов и 70 российских поставщиков. Например, из локального пластика производится 86 деталей, к концу 2015 года количество деталей будет увеличено до 150. Отдельно стоит отметить доклад Целикова Сергея, директора АА «Автостат», который выступил с докладом на тему «Автомобильный рынок России, итоги и прогнозы», в котором обрисовал основные этапы развития авторынка России с 2008 года; показал динамику производства легковых и коммерческих автомобилей за последние 7 лет и раскрыл особенности структуры расходов россиян в сегментах, касающихся автомобильного бизнеса. По словам Сергея Целикова, отложенный спрос на автомобили продолжает формироваться, а выигрывает тот, кто меньше поднимает цены. Питер Андерссон, генеральный директор, Volvo Group Trucks Russia заявил на Форуме, что Volvo планирует до конца 2015 года возобновить работу завода по производству грузовиков в Калужской области. Питер Андерссон заявил: «Индустрия грузового транспорта одна из первых реагирует на изменения в экономике. Но мы можем работать уверенными темпами. И сейчас уровень нашей локализации достигает 30−35%. Это наивысший уровень в этом направлении. Мы крупнейший инвестор в России по грузовому транспорту. И мы намерены возобновить производственные процессы». Помимо этого в планах компании – строительство сервисных станций в восточных регионах России. Volvo не собирается покидать российский рынок вслед за General Motors. «То, что делает GM, это точно не наш путь, мы в России надолго, у нас есть спад продаж, как и в целом по рынку, но сейчас курс евро выравнивается, мы надеемся, что продажи пойдут более активно». Сейчас на российском рынке продаются грузовики Volvo собранные на заводах в Швеции и Бельгии. 

«Мы будем расширять сеть наших фирменных сервисных станций и офисов продаж, мы, безусловно, планируем идти на Восток, за Урал, это наша цель, сейчас у нас около 75 станцией их основная часть расположена в европейской части России. Станции Volvo принадлежат не дилерам, это наша собственность, мы сами управляем нашими станциями в регионах». Напомним, что Volvo с 11 февраля временно приостановил производство на заводе в Калуге выпуск грузовиков Volvo и Renault, которые поставлялись на российский рынок и рынки стран СНГ. Штат завода в Калуге был сокращен на 30%. 

Также в рамках Форума выступили Алексей Бакулин, генеральный директор, Volgabus, Валерий Драганов, президент, «Автотор холдинг», Андрей Петренко, вице-президент, «РОАД» и другие спикеры.