Цифра дня 17.6% На столько вырос авторынок в апреле 2018
Другие цифры Курс валют:
65,54 (-0,32) 74,30 (-0,39)
22.02.2019

Анализ рынка моторных масел. Petronas

Автор : Марина Белоглядова

18.10.2016

Petronas. Журнал «Управление автобизнесом» попросил экспертов данной отрасли проанализировать ситуацию на российском рынке моторных масел и рассказать об основных тенденциях рынка.

Специалисты аналитического агентства «Автостат» провели исследование рынка моторных масел в России, которое охватывало легковые (РС), лёгкие коммерческие (LCV) и грузовые автомобили (CV+HCV). По результатам исследования была рассчитана потребность автотранспорта в моторных маслах по итогам 2015 года.

Сразу отметим, что в качестве основных параметров расчёта выступали: численность парка автомобилей, находящихся в активной эксплуатации; средний объём системы смазки двигателей автомобилей, входящих в парк; коэффициент частоты замены масла в течение года; объём масла для компенсации угара при эксплуатации.

Исследование показывает, что потребность в моторных маслах для легковых автомобилей, LCV и грузовиков в РФ в минувшем году превысила 400 млн литров. При этом свыше половины (55%) этого объёма пришлось на легковые автомобили – 230 млн литров. Безусловно, это связано тем, что парк легковых автомобилей в стране в пять раз больше, чем у грузовиков и LCV вместе взятых.

Восьмая часть (12,5%) общей потребности относится к сегменту LCV, что соответствует 52 млн литров. И примерно треть (32,5%) – грузовые автомобили (135 млн литров). При сопоставимых размерах парка  гораздо  большая потребность в моторных маслах у грузовиков во многом объясняется отличием других расчётных показателей. Так, у грузовых автомобилей больше объёмы системы смазки двигателей. К тому же они имеют большие пробеги, что влечёт и более частую замену масла.

Учитывая тот факт, что большинство грузовых автомобилей оснащается дизелем, потребность в соответствующих моторных маслах заметно выше. Так, на долю масел для дизельных двигателей в сегменте грузовиков приходится 74% или 100 млн литров. Для LCV этот показатель составляет 29% (15 млн литров). А меньше всего он у легковых автомобилей (5% или 12 млн литров): дизель пользуются в этом сегменте ограниченным спросом.

Акперов Бабек, генеральный директор PETRONAS LUBRICANTS RUSSIA LLC:

– Как Вы можете оценить динамику российского рынка моторных масел для легковых автомобилей по итогам 2015 года? Как можно охарактеризовать ситуацию на рынке ГСМ в начале 2016?

– Прошлый год был неоднозначен. Ввиду высокого курса евро и доллара к рублю объём рынка импортных масел несколько сократился. Также исчезли откровенно нежизнеспособные «бренды-однодневки», а очевидно переоценённые марки вынуждены были пересмотреть ценовую политику, чтобы остаться на плаву. Имела место, на мой взгляд, некоторая коррекция в сторону оздоровления рынка. С середины I квартала 2016-го наметился рост продаж у основных игроков – сработала, конечно же, и сезонность. 

–  Очевидно, что кризис заставляет потребителей прибегать к тотальной экономии. Намечается ли в 2016 году переход покупателей на бренды моторных масел в более низких ценовых сегментах или переход с масел в канистрах к розливу на  СТО из бочек?

– Обладатели дорогих и высокотехнологичных автомобилей однозначно не будут экономить на качестве ГСМ – риск лишиться  гарантии либо столкнуться с ремонтом мотора являются сильными аргументами в пользу импортных масел, одобренных автопроизводителями. В среднем и бюджетном ценовых сегментах конкуренция станет ожесточённее: быть автомобилистом в России становится всё затратнее. В официальных СТО розлив из бочек является приемлемым, однако обладатели легкомоторного транспорта предпочитают старую добрую канистру. 

–  Можно ли по итогам прошлого года говорить о росте спроса на отечественные моторные масла в силу их ценовой привлекательности  или ранее сложившийся паритет продолжает сохраняться?

– Несмотря на то, что ведущие российские производители ГСМ предприняли немалые усилия, направленные на повышение конкурентоспособности (приобрели сертифицированные мощности в Европе, получили одобрение известных автопроизводителей, провели ребрендинги и т. д.), – потребитель не готов использовать их продукцию в импортных автомобилях. Кроме того, ввиду проведённой работы возросла и себестоимость производства. Опыт ведущих производителей показывает: чтобы заслужить доверие автомобилистов, может потребоваться не один десяток лет кропотливой работы. 

– Какие основные антикризисные меры применяют производители и дистрибьюторы моторных масел, чтобы сохранить и укрепить позиции?

– В целом, как основные бренды первой десятки, так и новые игроки стараются заявить о себе любыми способами: через рекламу и маркетинговые акции, социальные сети и другие каналы коммуникации. Импортированные бренды (у которых нет производства в РФ) не пересматривают цены, а ищут другие пути развития: инвестиции в СТО – классический подход для гарантированных объёмов продаж в среднесрочной перспективе. Бренды, которые создали производственные площадки в РФ, обладают большей гибкостью в ценообразовании. Но не стоит ожидать тех же высоких характеристик от продукта, который в полтора-два раза дешевле импортного аналога – такое технологически невозможно. Стоит помнить о старой мудрости про «мышеловку» и «бесплатный сыр». Также, немаловажно знать о большой разнице между настоящим одобрением, полученным от автопроизводителя, и «обтекаемыми» формулировками вроде: «соответствует таким-то требованиям такого-то производителя» или «отвечает требованиям к качеству такого-то производителя». Этим, как ни странно, грешат даже самые именитые производители. 

– Существует ли проблема контрафакта? Как можно оценить влияние на рынок объёма продаж контрафакта или это не поддаётся оценкам? 

– Недавний скандал с подпольным производством моторных масел в Подмосковье с оборотом, если не ошибаюсь, в 12 миллиардов рублей в год (!) вызвал некое отрезвление у потребителя. Проблема контрафакта и параллельного импорта в России (да практически во всём СНГ) всегда существовала, а в последнее время даже набрала обороты. В любом случае, бремя защиты своего имени лежит на производителе. Обратите внимание, канистры масел ведущих производителей многократно защищены от подделки и реутилизации. Такие меры весьма затратны, что, в свою очередь, отражается на конечной цене. Вот вам и ответ, почему масла некоторых брендов подорожали в кризисное время. 

–  Какие шаги для продвижения моторных масел на рынке становятся в нынешних условиях наиболее важными? Как и чем необходимо, в первую очередь, привлекать покупателей?

– Я убеждён, что не существует каких-то чудесных и мгновенных методов продвижения. Самое главное – качество, без которого всё остальное становится бессмысленным. На этом и строится репутация. Говоря о нашем продукте и нашей компании, я часто повторяю, что Petronas – честный бренд. Это более ста лет доброго имени: OleoFiat, FL Selenia, теперь Petronas Lubricants International со штаб-квартирой в Турине. Это самое первое импортное моторное масло в СССР (масло под брендом Selenia использовалось в Жигулях еще в далёких 80-х). Многие производители рассказывают небылицы о каких-то «невероятных базовых материалах» или «рассекреченных технологиях». Но миссия честного производителя высококачественного продукта намного благороднее. 

–  Расскажите о вашей программе для СТО, в чём привлекательность работы с вашим брендом?

– В скором времени появятся авторизованные флагманские СТО в рамках программы «Network 2.0» в регионах РФ и Белоруссии. Помимо брендирования под ключ, мы проводим тренинги, предоставляем экипировку и программу продвижения – наши партнёры  всегда чувствуют заботу со стороны Petronas. В странах ЕС количество таких СТО превысило отметку в 900 единиц, и это всего лишь за полтора года с момента запуска  программы. Такой размах могут позволить себе лишь самые крупные производители, за которыми стоят большие нефтегазовые концерны. 

–  Какая целевая аудитория на данный момент в приоритете бренда (СТО, розница, торговые сети, конечный потребитель)?

– Во всём мире, также как и в России, Petronas представляет несколько брендов: Syntium (первая и сервисная заливка в ЕС на конвейерах Мерседес-Бенц), Selenia (первая и сервисная заливка в Fiat), Urania (первая и сервисная заливка в технику Iveco), Ambra и Akcela (конвейерная и сервисная заливка в технику New Holland и Case), Arexons (автокосметика). Эти продукты нашли своего покупателя. В первую очередь, это вдумчивый и требовательный автомобилист, который немало поездил по миру, любит свой автомобиль и в полной мере осознает факт того, что качество стоит своих денег.

– Ваш прогноз на 2016 год. Произойдёт ли падение рынка моторных масел вслед за падением рынка автомобилей?

– При условии стабильного курса и оптимизации контроля бизнес-процессов со стороны государства нас всех ждёт несомненный успех. Могу сказать, что для нас 2016-ый год по нескольким показателям уже успешнее предыдущего. Мир не стоит на месте, и мы многое можем предложить российским автомобилистам.