Цифра дня 17.6% На столько вырос авторынок в апреле 2018
Другие цифры Курс валют:
62,95 (+0,13) 70,56 (-0,12)
18.07.2019

ОСАГО: путь к совершенству

Автор : Оксана Демченко

24.08.2015

Обсуждая одну из важнейших вех в развитии рынка кузовного ремонта – внедрение единой методики – нельзя обойти вниманием мнение интеграторов рынка, тех, кто видит картину в целом. Слово - Олегу Базникину, коммерческому директору ООО «ДАТ-Рус».

Введение «Единой методики» совпало с мега-переменами в экономике, и это, конечно, повлияло на старт и всего проекта, и на качество стоимостных справочников, которые изначально разрабатывались в условиях финансовой стабильности, и не могли учесть всех ценовых колебаний на рынке. И тут я бы отметил не саму критику отдельных частей новой методики, а попытки объявить несостоятельной саму методику как таковую. С другой стороны, полагаю, что так же и неправильно пытаться списать на форс-мажорные обстоятельства ряд ошибок, которые были в первой версии справочников. То и другое просто неконструктивно. 

В данном случае позиция «ДАТ-Рус», хочу подчеркнуть, максимально взвешенная. Да, в первой редакции был ряд ошибок, в том числе технических, и порой цены могли отличаться от реальных в разы из-за неверно поставленной запятой. Но все мы понимаем, что первая редакция и есть первая. Тут важно видеть тренд, а его уже хорошо обозначает вторая редакция справочника, с которой рынок работает с весны. В новой редакции были не только актуализированы цены, но и практически устранены такого рода ошибки. Да, мы также понимаем, что и сама методика тоже должна совершенствоваться – на это направлены усилия РСА. Осенью помимо новой редакции справочников мы ожидаем и изменение в самой методике, так, например, может быть добавлен раздел по утрате товарной стоимости.

Важно, что в процессе работы у участников рынка постепенно возникает очень важное на мой взгляд понимание: единая методика – это свод единых для рынка правил игры. Правила не могут быть бесконечно гибкими и учитывать все частные случаи. Правила по сути своей обобщённые, и в этом их сила. Поэтому здравый, конструктивный диалог не может строиться на бесконечном обсуждении, нужно или нет следовать правилам. Важнее иное: все действительно должны следовать правилам, не пытаясь их обходить. Только тогда честная игра станет возможной.

Пока мы, мониторя рынок, видим: методику в регионах используют недостаточно, есть определенная оппозиция. И основания для противодействия, пассивного или активного, двояки: это несовершенство методики и это неготовность принять её именно как единые и обязательные правила – и тогда, когда они лично вам удобны, и тогда, когда именно вас они ставят в невыгодное положение.
Сейчас мы видим большие подвижки в сторону «честной игры», по единым для всех правилам. Так, например, методика принята как основа расчетов выплат между страховыми компаниями. 

Во многом использование методики является вопросом привычки. Полагаю, в Единой Европе всеми принимаемая практика складывалась тоже не сразу. Но прошло время – все просто привыкли к единым правилам игры и к единым трактовкам, стали воспринимать их, как естественную и органичную часть рынка, его «скелет». 

Хочу отметить положительные результаты использования методики крупными экспертными организациями, делающими расчеты по направлениям страховых компаний. До введения единой методики, зачастую, потерпевший мог получить в несколько раз меньше, чем требовалось для проведения реального ремонта. Сейчас тоже мы можем увидеть расхождения в расчётах: порой 10% и даже 20-25%. Но это уже не тот кошмар несистемного рынка, который мы помним: ремонт по затратам обходится в 100 тыс., а насчитано и начислено клиенту… лишь 15 тыс. Такие безумные расхождения уходят в прошлое, и это важно, и это хорошо!

Теперь несколько слов о позиции «ДАТ-Рус» и нашем участии в установлении новых правил игры. 

Почему такие неправомерно малые выплаты были возможны ранее? Да, часть страховых компаний вела откровенно некорректную политику, по сути отказываясь платить по ОСАГО. Но, кроме этого, не меньший вред наносило и то, что при расчёте повсеместно использовались нелицензионные программные продукты.

Сейчас, с введением методики, на рынке прошло радикальное «обеление» программного обеспечения. И достигнуто это не силовыми шагами и не принуждением. Это именно тот позитив и та системность, которые дают единые правила игры. Подавляющее большинство страховых компаний в явном виде заявили об обязательном использовании легального продукта для своих партнеров – это условие сотрудничества. Мы видим это по увеличению наших объёмов и по числу новых пользователей программных продуктов SilverDAT, которые рекомендованы к использованию единой методикой. 

Составной частью методики являются три справочника: справочник средней стоимости запасных частей (по экономическим регионам), справочник нормо-часов и справочник по материалам, которые лежат в основе расчета стоимости ЛКМ. 

Ситуация с ценами на запчасти нами обсуждена, много вопросов к первой версии этого справочника было вызвано кризисом и техническими ошибками. Справочники по нормо-часам в целом, на наш взгляд, отражают реалии рынка – они и вызвали меньше всего вопросов. Отдельной темой остаётся расчёт стоимости ЛКМ. 

На сегодняшний день стоит задача решения по сути двух вопросов: необходимо   привести в соответствие расчётную стоимость ЛКМ реальным ценам и технологиям, используемым при ремонте и сделать результат этих расчётов более прозрачным. 

Наша система расчета DAT-Eurolack, рекомендованная единой методикой (наряду с системой AZT), предлагает пути корректного расчёта стоимости материалов, необходимых для ремонта и окраски для совершенно разных сегментов рынка: отечественные автомобили, бюджетные системы ЛКМ, приоритетно используемые автомобильными дилерами премиальные бренды рынка ЛКМ – т. е. с учетом всего многообразия марочных и возрастных отличий нашего парка.

Материалы для ремонта и окраски – не самая существенная доля в калькуляции, но вопрос стоит в прозрачности методики и снятии поводов к противодействию и попыткам игнорировать единые правила игры.