Цифра дня 17.6% На столько вырос авторынок в апреле 2018
Другие цифры Курс валют:
72,72 (-0,16) 85,20 (-0,28)
24.09.2021

Лакокрасочные и расходные материалы: затраты или возможность заработать?

07.05.2015

«Что на самом деле представляют собой лакокрасочные материалы для МКЦ? Затраты? Убытки? В первую очередь материалы представляют собой, как ни странно, рабочий инструмент исполнителя».

Алексей Соболевский
На рынке кузовного ремонта происходит серьёзное изменение отношения к такой необходимой составляющей ремонта как расходные и лакокрасочные материалы. Если разбить малярно-кузовные цеха на 2 сектора (см. рис. 1), то для одних решающим фактором при выборе материалов для кузовного ремонта и окраски выступает цена, а для других – качество материалов и уровень технической и консультационной поддержки, то есть качество сервиса со стороны поставщика материалов. Несмотря на различные кризисы, повышения цен, прочие происшествия, откатывающие рынок назад, где приоритетом является цена, тенденция такова, что всё больше участников рынка кузовного ремонта выбирают необходимый и достаточный уровень качества материалов в комплексе с технологической и консультационной поддержкой со стороны поставщика.

Поддержка поставщика, вкупе с необходимым уровнем качества материалов, позволяет малярно-кузовному цеху снизить затраты времени, связанные с необходимостью постоянного исправления дефектов окраски, повысить удовлетворённость клиента качеством сервиса, а также сократить затраты на материалы, используемые при перекрасах и исправлении дефектов.

Одной из задач малярно-кузовных цехов (МКЦ), становящихся всё более актуальными, является сокращение затрат на расходные и лакокрасочные материалы. Но, как показывает практика, переход на более дешёвые материалы, предлагаемые поставщиками по принципу «продал и забыл», не всегда приводит к достижению заветного минимального расхода, не говоря уже о повышении эффективности труда исполнителей в цеху.

На первый план выходит необходимость сокращения расхода материалов за счёт совершенствования подходов к учёту и контролю над их использованием.

Многие МКЦ столкнулись со сложной ситуацией: существенное подорожание материалов, связанное с ростом курса валют, привело к значительному снижению прибыли от реализации материалов и, в некоторых случаях, к невозможности соблюдения удельных норм расхода, закреплённых в договорах со страховыми компаниями. В этой ситуации применявшиеся ранее подходы к учёту и списанию материалов потеряли эффективность и нуждаются в кардинальном пересмотре.

МКЦ график эффективности
Для начала необходимо определить, что на самом деле представляют собой лакокрасочные и расходные материалы для МКЦ? Затраты? Убытки? Некоторые до сих пор так и считают. Этот подход был вполне переносим десять лет назад, когда доля продаж материалов в среднем чеке МКЦ не превышала 10%. Сегодня же их доля доходит до 20%, что не позволяет относиться к ним, как к простым убыткам.

В первую очередь материалы представляют собой, как ни странно, рабочий инструмент исполнителя. Как и любой инструмент в автосервисе, материалы призваны обеспечить возможность выполнения ремонта и, более того, выполнения в кратчайший срок и без потери качества. Действительно, арматурщик может разобрать автомобиль подручным, кустарно изготовленным инструментом. Он это сделает, возможно, с надлежащим качеством. Однако он сделает это в разы быстрее, вооружившись профессиональным инструментом и оборудованием.

Профессиональный жестянщик может вытянуть автомобиль «от столба». Возможно, он сможет сделать это с надлежащим качеством. Однако, вооружившись стапелем с измерительной системой и профессиональным инструментом, он выполнит работу гораздо быстрее и с гарантированным уровнем качества.

Подготовщик может шлифовать поверхность вручную. Дайте ему шлифмашинку, и он это сделает гораздо быстрее.

То же сравнение верно для лакокрасочных и расходных материалов. Как правило, ключевое отличие профессиональных дорогостоящих материалов от их бюджетных «заменителей» состоит, помимо удобства использования, технологической поддержки поставщика, высокого уровня качества, в существенно более низких затратах времени на ремонт и окраску. Ниже затраты времени – выше пропускная способность цеха и эффективность работы персонала. Это и есть профессиональный подход. Дорогостоящий профессиональный инструмент требует к себе соответствующего отношения. Его необходимо беречь, своевременно обслуживать и применять исключительно по назначению. Поверьте, если бы каждый исполнитель относился к вверенным ему материалам также, как к дорогостоящему профессиональному инструменту, никакие системы учёта и контроля над расходованием материалов просто бы не потребовались!

Что ещё представляют собой лакокрасочные и расходные материалы для МКЦ? Конечно же, товар. Несмотря на самую низкую долю в среднем чеке, МКЦ может заработать на продаже материалов, используемых при выполнении ремонта и окраски.

R-M

Простая арифметика:
При общих продажах в 1 млн рублей в месяц доля продаж материалов может составлять 20%, т. е. 200 тыс. рублей.

При маржевой наценке 25% себестоимость материалов составит 200 / 1,25 = 160 тыс. руб. Соответственно, валовая прибыль от продажи материалов составит 200 – 160 = 40 тыс. руб., а эта сумма эквивалентна заработной плате сотрудника в месяц, а в некоторых регионах и превышает её уровень. Это всего лишь при обороте в 1 млн рублей в месяц. А если оборот составляет 5 млн, а если 10? А если наценка составит не 25%, а, например, 70%? Получается немалая сумма, за которую можно и нужно бороться.

Каким же образом сделать так, чтобы расход материалов был минимальным, но при этом не страдало качество работ, а эффективность исполнителей превышала все возможные пределы?

Одним из наиболее действенных методов, помимо совершенствования навыков исполнителей, является построение действительно эффективной системы учёта и контроля над расходованием материалов. По большому счёту, на сегодня в МКЦ присутствует три ярко выраженных принципа учёта материалов:
  • Учёт на микроуровне
  • Учёт на макроуровне
  • Учёт на основе нормирования
  • Учёт на микроуровне
Этот принцип подразумевает преобладание количественного учёта над финансовым. Вполне справедливо, что при реализации системы учёта на микроуровне, контролируется количественный расход материалов, а не сумма затрат на них. От исполнителя не зависит стоимость материалов, оговоренная в договорах поставок и согласуемая в большинстве случаев без его участия. При учёте на микроуровне происходит дозированная выдача материалов каждому исполнителю на каждый ремонтируемый автомобиль с обязательной фиксацией количества выданных материалов в специальных бланках. Также при учёте на микроуровне производится выдача новых материалов взамен отработанных. Например, чтобы получить новый абразивный круг, исполнителю необходимо сдать на склад использованный, чтобы получить рулон малярной ленты, исполнителю необходимо сдать на склад втулку от израсходованного рулона. При системе учёта материалов на микроуровне каждый исполнитель осознаёт личную ответственность за полученные на складе материалы и прекрасно понимает, что руководству МКЦ ничего не стоит сравнить в конце месяца между собой персональный удельный расход материалов каждого исполнителя и сделать выводы. Эти меры в совокупности приводят к повышению культуры производства, снижению затрат на расходные и лакокрасочные материалы.

Однако для учёта материалов на микроуровне необходимы значительные затраты времени на дозированную выдачу и списание материалов, что зачастую приводит к невозможности учёта материалов по изложенному выше принципу в МКЦ с высокой пропускной способностью, работающих «на потоке».

Учёт материалов на макроуровне

На макроуровне финансовый учёт преобладает над количественным. Руководство МКЦ интересует только сумма затрат на материалы, а не составляющие этой суммы. Этот подход типичен для крупных дилерских сетей, прост в реализации, не требует затрат времени на дозированную выдачу и контроль над расходованием материалов. При учёте материалов на макроуровне, собственно, учёт производится на этапах закупки и списания. Процесс применения материалов в этом случае отходит на второй план. Типичным примером схемы учёта на макроуровне является бесконтрольная выдача материалов исполнителям с последующим расчётом удельных финансовых показателей расхода на один окрашенный элемент, либо на один нормо-час с последующим анализом расхода по каждому исполнителю. Неудобство метода состоит в том, что учёт и анализ проводится гораздо позже расходования материалов, что приводит к затруднениям при выявлении причин перерасхода. Также, при определении удельного расхода материалов на один нормо-час, серьёзную долю погрешности вносит наполняемость нормо-часами идентичных работ для различных автобрендов, а также объём ремонта, выраженный в нормо-часах. При определении удельного расхода на один окрашиваемый элемент возникают дополнительные трудозатраты на определение количества окрашенных элементов с учётом площади каждого элемента.

Учёт на основе нормирования

Такой учёт предполагает предварительное определение количественных норм расхода материалов, зависящих от количества окрашиваемых деталей. Разработка норм производится согласно технологии ремонта и окраски. Также нормы зависят от степени повреждения деталей, материала, из которого они изготовлены, и типа лакокрасочного покрытия. Учёт на основе нормирования может производиться как на этапе выдачи материалов в работу, так и на этапе списания.

Одной из типичных схем учёта на этапе выдачи является дозированная выдача материалов каждому исполнителю на каждый автомобиль согласно количественным нормам расхода материалов на одну окрашиваемую деталь.

Метод позволяет обеспечить контроль над расходованием материалов, однако требует значительных трудозатрат на дозированную выдачу, а также на списание каждой позиции материалов вручную.

Более прогрессивной разновидностью подобного учёта является автоматизированное предварительное определение норм расхода материалов в зависимости от количества окрашиваемых деталей, материала, из которого изготовлены детали, степени повреждения, площади деталей, а также типа лакокрасочного покрытия.

Списание материалов в этом случае также автоматизировано и происходит «одним кликом», что освобождает сотрудника, занимающегося списанием материалов, от рутинной работы по списанию каждой позиции материалов вручную, а также снижает влияние «человеческого фактора» на корректность учёта материалов. Типичная схема учёта материалов, основанная на принципе автоматизированного нормирования, выглядит следующим образом:
  • Выдача материалов исполнителям
  • Выдача грунтов, наполнителей, лаков, шпатлёвок, отвердителей и наполнителей производится в закрытой таре. Абразивные материалы выдаются пачками, малярный скотч – рулонами. Материалы выдаются под личную ответственность исполнителя. Не требуется дополнительных затрат времени на дозированную выдачу.
  • Исполнитель, получив материалы, ставит роспись в журнале выдачи, тем самым принимая ответственность за их расход.
  • Сотрудник, занимающийся учётом и списанием материалов, перемещает в учётной системе выданные материалы с «основного» склада на виртуальный склад исполнителя.
Определение норм расхода

В доработанной учётной системе, например 1С, появляется дополнительный функционал, а именно:
  • Возможность выбора перечня окрашиваемых деталей, материала, из которого они изготовлены, степени повреждения деталей, типа лакокрасочного покрытия.
  • Возможность автоматического создания перечня материалов, необходимых для выполнения ремонта. При этом перечень состоит из актуальных номенклатурных складских позиций материалов, используемых при кузовном ремонте и окраске в МКЦ. Перечень составляется на основе норм, внесённых в систему учёта, индивидуальных для каждой степени повреждения детали с учётом площади детали, материала, из которого она изготовлена, а также типа лакокрасочного покрытия автомобиля.
Таким образом, ещё до начала ремонта автомобиля составляется перечень необходимых для этого материалов.

Списание материалов

Сотруднику, отвечающему за учёт и списание, остаётся лишь выбрать виртуальный склад исполнителя, с которого и произвести списание согласно нормам. Выбрав склад исполнителя, сотрудник одним нажатием клавиши мыши производит списание заранее сформированного перечня материалов с виртуального склада исполнителя в заказ-наряд.

Учёт на основе нормирования обеспечивает несомненные преимущества при осуществлении выдачи и контроля над расходованием материалов:
  • Снятие противоречий между цехом и складом за счёт того, что нормы расхода материалов согласовываются с исполнителями на начальном этапе внедрения системы учёта.
  • Сокращение затрат времени на учёт и списание материалов за счёт автоматизации.
  • Сокращение влияния «человеческого фактора» на корректность учёта и списания.
  • Возможность оперативно зафиксировать перерасход материалов и разобраться с причинами на этапе выдачи материалов.
  • Индивидуальная ответственность исполнителя за вверенные материалы, создающая основу для повышения культуры производства и сокращения расхода материалов.
Одной из ключевых проблем внедрения автоматизированной системы учёта материалов на основе нормирования является необходимость внесения изменений в имеющуюся в МКЦ учётную систему, что, как известно, требует финансовых и временных затрат. Несмотря на это, инвестиции в подобные системы учёта с лихвой окупаются за счёт сокращения расхода материалов и потерь времени на их учёт.

Как правило, вышеприведённые принципы учёта встречаются в комбинированном виде в зависимости от учётной политики МКЦ, текущих целей и задач предприятия, квалификации и степени ответственности исполнителей. Однако применение принципов, рассмотренных выше, является не просто насущной необходимостью, а одним из важных условий поддержания и развития МКЦ в наше непростое для рынка кузовного ремонта время.