24 Марта 2016
Уже 2015 год, так трудно давшийся бизнесу, показал: не стоит ждать привычного кризис-аттракциона по типу «американские горки», когда всё мчится и меняется так быстро, что испугаться не успеешь.
«Горки» повторялись в нашей экономике не раз и были захватывающими: рынок рушится, аж до головокружения… и вот уже «дно» – и новый взлет.
В фазе стремительного падения многие практики и эксперты успевали коротко пожаловаться, мысленно или вслух пообещать себе и рынку – пересмотреть подходы к бизнесу, диверсифицироваться, найти новые точки роста…
Но после отскока от «дна» эти мысли отлетали куда-то прочь, теряли ценность.
В кризис 2008 особенно много слов было сказано о том, что нельзя больше концентрировать бизнес автодилера в сфере продаж новых автомобилей, что надо по-настоящему ценить клиента и переходить от убогого формата однодневной интрижки с ним «купил – ушел» к семейным отношениям, не подразумевающим измен всю долгую жизнь, до последнего дня – то есть автомобиля… Дилерам вторили представители независимых СТО, которые обещали изжить свои слабости: наконец-то систематизировать бизнес-процессы, выяснить, что же это за зверь – KPI – и как его приручить.
Кризис за кризисом большой механизм бизнеса лихорадило от рывков и провалов, но этот «двигатель» до поры оставался работоспособным вопреки низкому КПД. И его модернизацию откладывали. Не все, но многие. Часто по объективным причинам.
Та ситуация, которая сложилась в экономике год назад, ничуть не похожа на описанный выше аттракцион. Это совсем иная «игра», и она требует совсем иных навыков. Вместо риска – расчет, вместо кавалерийских атак – позиционные бои.
Новое время, новые методы работы, новые ценности.
Одна из ключевых – запчасти и материалы. Их мы и сделали темой этого номера, поскольку в этой сфере изменения огромны на всех уровнях, начиная от поведения конечного клиента.
Другая и тоже очень важная – поиск новых решений для бизнеса. Это не та «эффективность», которую связывают с прямым сокращением издержек. 2015 год в общем-то исчерпал такой ресурс быстрой экономии. Это поиск тех самых новых источников прибыльности, ниш рынка и способов коммуникации с клиентом. Здесь, в этом журнале, есть практические советы нескольких экспертов по данной теме: изменение формата приёмки, пересмотр понятия «премиум» как такового, IT-решения для сферы продаж подержанных авто.
Вообще же номер, открывающий 2016 год, стал «журналам единомышленников». Все опрошенные нами практики и эксперты были едины во мнении: пора забыть слово «кризис» и работать в новой реальности, не оглядываясь назад. Это будет сложная и интересная работа, она потребует новых навыков и подходов. А еще трезвости и объективности в оценке рынка и компании в нём: розовые очки для предпринимателей окончательно вышли из моды…
Главный редактор журнала
«Управление автобизнесом»
Оксана Демченко