Цифра дня 17.6% На столько вырос авторынок в апреле 2018
Другие цифры Курс валют:
73,22 (-0,39) 86,41 (-0,63)
15.08.2020

Траектория кризиса. Алексей Соболевский

29.10.2015

1) Можно ли говорить о том, что после зимнего экономического «шторма» на  рынке кузовного ремонта установилась относительная стабильность, что рынок достиг «дна» и впереди относительная стабилизация?

2) Насколько изменились запросы клиентов - СТО и конечных автовладельцев?

1. Назвать стабилизацией текущую ситуацию на рынке кузовного ремонта достаточно сложно. Скорее можно сказать, что появилась иллюзия прогнозируемого спада. В первую очередь это касается, конечно, малярно-кузовных цехов (МКЦ) дилерского сегмента. Страховые компании, которые до недавнего времени являлись основными поставщиками работы МКЦ этого формата, планомерно снижают загрузку и делают это прямо пропорционально суммам продаж страховок соответствующими дилерами. Конечно, многие МКЦ ещё не исчерпали «задел» по проданным до конца 2014 года страховым полисам, однако, по прогнозам представителей этого сегмента, запас, сформировавшийся в результате сверхпродаж страховых полисов, будет исчерпан в лучшем случае к сентябрю-октябрю 2015 года. Более того, весомая часть новых автомобилей 2014 года была продана клиентам из Беларуси и Казахстана. Соответственно, эти автомобили не вернутся в Россию в виде ремфонда для МКЦ. 

В летний период, на фоне сезонного спада обращений на кузовной ремонт, снижение загрузки цехов дилерского формата со стороны страховых компаний не так заметно, однако осенью это снижение будет ощущаться весьма остро. Но, несмотря на все негативные последствия спада продаж новых автомобилей, рынок кузовного ремонта живёт достаточно активно. Просто приоритеты в кузовном ремонте сместились в сторону независимых малярно-кузовных цехов, имеющих возможность осуществлять более гибкую ценовую политику, чем дилерские. Соответственно, такие МКЦ становятся более привлекательными для частных клиентов, а также имеют возможность осуществлять ремонт по расценкам ОСАГО и зарабатывать на этом. 
По мнению многих участников рынка кузовного ремонта, именно осень 2015 года станет отправной точкой для дальнейшего развития этого рынка, то есть тем самым «дном», после которого можно осуществлять движение только вверх.

2. Запросы СТО, точнее малярно-кузовных цехов, изменились в первую очередь в области цен на материалы - расходные и ЛКМ. 

Некоторое время назад на рынке материалов было чёткое разделение на бюджетные бренды, которые реализовывались по принципу «продал и забыл», и премиум-бренды, подразумевающие всеобъемлющую техническую и консультационную поддержку для МКЦ. Но сейчас запросы цехов выглядят примерно так: нам нужны бюджетные материалы с технической поддержкой на уровне премиум-брендов.

Запросы конечных автовладельцев практически не изменились: ремонт автомобиля должен быть осуществлён с достаточным, по мнению владельца, уровнем сервиса и по адекватным ценам. Единственный нюанс, несколько меняющий предпочтения автовладельцев – снижение количества автовладельцев, обратившихся по полису КАСКО. Соответственно, владелец, вместо того чтобы обратиться в страховую компанию из-за малейшей вмятины, подождёт, пока вмятин и царапин на автомобиле наберётся достаточно, чтобы приехать в малярно-кузовной цех и за один раз всё отремонтировать. На этом фоне, кстати, достаточно активно развивается рынок локального кузовного ремонта автомобилей.

И вот ещё важный вопрос: что определяет успех автоцентра на рынке кузовного ремонта? Фактически сейчас наблюдается интересная ситуация: рынок кузовного ремонта заставляет МКЦ как независимого, так и дилерского форматов играть на «чужом поле». Дилерские цеха занимаются тем, на что раньше не обращали пристального внимания – привлечением частных клиентов. Независимые МКЦ также начинают несвойственную для них работу, т. е. налаживают взаимодействие со страховыми компаниями. 

Автоцентры, которые быстрее научатся работать в новых условиях, и будут наиболее успешными на рынке.