Цифра дня 17.6% На столько вырос авторынок в апреле 2018
Другие цифры Курс валют:
63,81 (-0,38) 70,72 (-0,38)
06.12.2019

Большое событие весны: 5-я Конвенция РОАД

Автор : Оксана Демченко

17.04.2017

РОАД. Пятая Конвенция российских автомобильных дилеров. Здесь можно много понять о рынке в целом, а не только о директорском его сегменте. Здесь – высокая концентрация профессионалов и экспертов, аналитической информации и прогнозов, новостей о принятых и готовящихся решениях самого высокого уровня. Итак, 12-13 апреля 2017 года, «Экспоцентр» в Москве. Сотни гостей – автодилеров, автопроизводителей, представителей государственной власти, поставщиков оборудования и услуг, аналитиков, журналистов.

В рамках Конвенции прошло более 20 мероприятий. Первый день открыла генеральная сессия, затем состоялись дискуссионные панели, семинары Академии РОАД и ее партнеров, подведение итогов 13-го рейтинга удовлетворенности дилерских сетей своими производителями (Dealer Satisfaction Index,DSI).

Привычная уже часть события – выставка, представляющая продукты и услуги компаний, ориентированных на сотрудничество с дилерами.

В генеральной сессии и дискуссионных панелях приняли участие представители Минпромторга, ЦБ, ведущие аналитические агентства, топ-менеджеры федеральных и региональных дилерских компаний. 

Конвенцию отрыл Олег Мосеев, президент РОАД. Предваряя основную информацию, он предложил не искать на каждом мероприятии магию и волшебные таблетки, спасающие бизнес, а тренировать умение подметить несколько ценных «фишек», тех мелочей, которые способны пусть немного, но изменить ситуацию в компании. И, что не менее важно, внедрить эти «фишки» в компании, довести до практической реализации.

Большим событием первой сессии стало подписание Олегом Мосеевым и Игорем Коровкиным, исполнительным директором Объединения российских автопроизводителей, документа о сотрудничестве. Церемония прошла прямо на сцене пленарного заседания. «Подписывая соглашение, мы надеемся создать и укрепить отношения производителей автомобилей и дилеров, что очень важно для рынка, поскольку делает его системнее», – отметил Олег Мосеев. От также указал на важность сотрудничества в обучении, в создании единых стандартов знаний и навыков в профессиях автобизнеса.

Со своей стороны Игорь Коровкин отметил, что позитивные подвижки на рынке продаж новых авто в марте 2017 года – во многом заслуга именно дилеров, а это заслуживает уважения.

Президент РОАД после подписания соглашения предложил с той же сцены присоединиться к взаимовыгодному союзу и АЕБ. Он выразил надежду, что это произойдет в ближайшее время. Затем президент РОАД напомнил, что у ассоциации две базовые цели, это защита интересов дилеров и развитие рынка авторитейла – прозрачного, формирующего конкурентную среду с едиными и всем понятными принципами. Он особо выделил роль саморегулирования в противовес регулированию «сверху», показал, что уже есть положительный опыт саморегулирования, именно на его основе было сделано предложение о сотрудничестве и АЕБ, и ОАР. В самых общих чертах сотрудничество будет базироваться на идее сопоставления кодексов поведения дилера и автопроизводителя и предрасполагает отъединение этих документов с последующей ссылкой в каждом дилерском контракте на единый кодекс.

Олег сжато и очень конкретно сформулировал тезисы по задачам и проектам РОАД в минувшем и нынешнем году (отчасти информация была презентована в комфортном формате видеоролика). Было особо отмечено переформатирование многих программ в Академии РОАД под повышение эффективности усвоения знаний и навыков и максимизацию отдачи для реального бизнеса. Был перечислен и ряд важнейших закрытых проектов, к которым доступ будет лишь у дилеров, членов ассоциации. В их числе оказание юридической и иной поддержки. Также стартовал и проект по предварительному тестированию надежности партнеров в бизнесе. 

Заместитель министра промышленности и торговли РФ Александр Морозов лично принял участие в конвенции, он рассказал о мерах поддержки автопрома и напомнил, что в прошлом году на поддержание спроса суммарно было направлено 66,9 млрд рублей. В нынешнем году в фокусе господдержки окажется сегмент легковых автомобилей, а форматом стут нишевые, целевые проекты при сохранении ряда прежних программ. Новые меры будут реализованы через лизинговые компании и банки («Российский тягач», «Российский фермер» и «Свое дело» в рамках льготного лизинга, «Первый автомобиль» и «Семейный автомобиль» в рамках льготного автокредитования).

По словам Александра Морозова, структура дилерского бизнеса со временем изменится доля торговых операцийпродолжит сокращаться, а доля возрастет, в том числе это связано с активным развитием онлайн решений. Также было сказано о программе электронных ПТС, стартующей в мае: это ненасильственная альтернативу – можно сохранить бумажный по желанию, но правительство надеется, что потребитель сам повернется лицом к новому благодаря преимуществам в цене продажи авто с белой историей и иным бонусам.

Морозов отметил, что власть намерена сконцентрировать внимание (и поддержку) не на автопроизводителе или дилере – а на потребителе, что должно способствовать развитию прозрачной здоровой конкуренции. Будут формироваться KPI, которые позволят оценить и отследить плотность взаимосвязи автопрома с иными отраслями.

Предложено было создать рабочую группу по выработке протоколов и алгоритмов по обмену данными и связке инфосистем дилеров и АО автомобильный паспорт.

Эта работа – часть большого проекта и важный важный этап тестирования систем, перехода к цифровой экономике, актуального для всех сфер жизни, – отметил господин Морозов. Коснувшись темы прогнозов, он отметил, что на внутреннем рынке продолжит расти доля автомобилей, производимых в стране. В целом описывая ситуацию в стране, замминистра сказал: мы живем в новой реальности, эйфория начала века с «мыльным пузырем» тоста рынка через продажи ушла, осталась здоровая работа и понимание интересов потребителя, поддержка рыночных механизмов, причем распределение ресурсов господарства юудет вестись наиболее эффективным способом.

Участвовал в работе конвенции и представитель ФАС. Он пригласил РОАД к развитию совестной работы. Так, удобнее и точнее вместе вести печальную статистику закрытия дилерских центров, чтобы учитывать переходы в другой бренд, ведь такие компании не покидают рынка окончательно. Много говорилось о сложных отношениях дилеров и дистрибьюторов, а также АЕБ. Олег Мосеев отметил: «Мы (дилеры в лицео РОАД) зарыли топор войны и ждет такого же мирного и конструктивного ответного подхода». В отношении приоритета регулирования рынка через механизмы саморегулирования ФАС высказал солидарность с подходами РОАД, особенно в части кодекса поведения, однако было отмечено, что влажно учитывать и интересы такой части рынка, как независимые СТО.

Вообще стоит сказать: о сегменте независимых СТО впервые, пожалуй, в практике больших дилерских форумов было сказано много, причем конструктивно, без попыток назвать всех серыми дилерами». Это своего рода тренд, наверняка созданный переносом фокуса рынка в постпродажи, на жизненный цикл клиента. При этом независимые СТО представлялись как крупное сообщество, включающее как честных игроков, так и теневой рынок всех оттенков серого и черного. 

В этом году на конвенции лично не присутствовал Йорг Шрайбер, АЕБ, однако он не мог пропустить такое событие и посетил его виртуально, записав видео послание. Его мнение по наметившемуся в марте перелому в продажах от падения к восстановлению – очень осторожное. «Это как весна, – сказал спикер. – Погода (на рынке) переменчива и ненадежна. Надо верить в свое умение работать, в свой профессионализм, и тогда даже с погодный все уладится».

В целом сессия подтвердила: фокус рынка – в сегменте сервиса. И все дилеры видят существенную проблема в том, что по завершении гарантии (а то и ранее) клиент уходит в независимые СТО и даже в гаражи. 

Большой проект, включавший ряд сессий в течение двух дней работы Конвенции – бизнес-симуляция, новый формат обучения, продвигаемый Академией РОАД. В впервый день конвенции именно сессия симуляции стала хитом по посещаемости. Хотя по сути аудитории предлагаись лишь краткие демо-версии проекта. Полноценные симуляции длятся два-три дня и идут с глубоким вовлечением аудитории, на реальных данных дилеров, с живыми, рыночными цифрами.

Как работают в рамках симуляции зал и спикер? Модератор «ведет» тему, дает данные по бизнесу, который подлежит улучшению. В нашем случае это был дилерский центр в регионе, отработавший три года с резутатами, не удовлетворяющими собственника. Потому прошла смена руководства и новому надо сработать эффективно, чтобы достичь поставленных целей. Модератор вовлекал зал в работу «тестируемого» автоцентра, выбирал в зале команду управления, обозначал экспертов, поощрял активных игроков и воздействовал на тех, кого еще предстояло расшевелить. В итоге завязывался и развивался общий обмен опытом, а по тестовому проекту складывалось решение поставленной задачи, подбирались методы и технологии, шло обсуждение возможностей и рисков. Поскольку весь зал – практики бизнеса, такая симуляция тала по сути мозговым штурмом, интенсивнейшей «провокацией проактивности и креативности». Все симуляции в рамках Конвенции были взаимосвязаны: улучшался и развивался по сути один и тот же дилерский центр, так что присоединяясь к проекту на любом этапе слушатели не теряли нить происходящего, просто переходили от расммотрения одного потенциального центра прибыли к другому: сервис и то, продажи подержанных авто, маркетинг и т. д. 

Во второй день развернутый комментарий мнения ЦБ по актуальнейшей теме изменений в законе ОСАГО был дан специальным гостем конвенции. Ситуация с убыточностью в сфере ОСАГО стала угрожающей, меры требовалось принять. При этом новая конструкция натурального урегулирования, как было отмечено, выглядит стабильной. При реализации ее многое будет зависеть от уровня взаимодействия дилеров и центробанка. Практика уже показала, что при безусловном приоритете в сфере КАСКО натурального урегулирования нет проблем с юристами и качеством, и кроме того – клиент доволен. Было особо подчеркнуто, что этот параметр качества – клиент доволен – очень и очень важен. Клиент должен видеть: ремонт, организуемый для него дилером, хотя бы равен по качеству тому, который планировал провести через какие-то свои каналы клиент. При таком доверии не будет сопротивления внедрению закона.

Были даны и некоторые пояснения по закону. Так, обсуждались возможности выбора клиентом СТО и взаимодействие сторон в процессе урегулирования и после, если потерпевший не доволен проведенным ремонтом.

Преимущественное натурального возмещения распространяется только на легковые автомбили; это самый массовый класс – 80% случаев. Критерии для контроля – срок ремонта 30 дней с даты подписания акта приема-передачи (или даты передачи на эвакуатор). Месяц – жесткий срок, – отметила спикер. – Особенно при потребности в заказе редких деталей, но по малым ремонтам (а это основа), месяца будет достаточно. Продление сроков возможно по согласованию сторон. Второе требование – расстояние до точки ремонта, это 50 км по дорогам общего пользования, цифра выбрана через анализ показателе пробега. Критерий выбора автодилера как ремонтника было непросто сформулировать, учесть все нюансы по гарантийным обязательствам сложно, и потому был выбран другой путь, оговорен простой показатель – возраст автомобиля.

В случае, если клиент не согласен с условиями, возможна выплата денег.

Говорилось и о перечне СТО: работа по его созданию и поддержанию гораздо шире плоскости закона по ОСАГО. Решать ее вряд ли возможно и нужно через закон. Перечень на данный момент является «распределенным», т. е. на сайте каждого страховщика должен быть вывешен список СТО, с которыми заключен договор. Законом предусмотрена и возможность выбора клиентом СТО еще при заключении договора.

Вообще же имеется два способа выбора клиентом СТО: из списка страховщика или же предложением «своей» станции, в этом случае она может быть и дальше 50 км. Клиент в праве просить о ремонте на «своей» станицей, и тогда в течение 15 дней страховщик должен проверить СТО и согласиться с выбором или отказать клиенту. Происходящая при этом договоренность СТО и страховщика – это добрая воля, вне жесткого регламента со стороны государства.

При выявлении недостатков в ремонте они указываются в акте приема-передачи; страховщик организует смотр в присутствии представителя СТО, далее принимается решение о дополнительном ремонте или доплате деньгами.

В целом было сказано, что ЦБ очень надеется, что закон поможет преодолеть кризис на страховом рынке, а ремонтник оправдают надежды автовладельца. 

Большая сессия аналитики позвоила взглянуть на рынок под разными углами, и даже сделать некий бенчмаркинг через анализ трендов американского рынка, опережающего нас на десятилетние по крайней мере.

Анализ от KPMG включал как данные по рынку новых, так и по рынку подержанных автомобилей. Причем спикер сделал акцент на ситуации именно для дилеров, на рисках, выгодах и упущенных возможностях. Так, рост рынка подержанных авто в целом фиксируется, однако же он не дает существенного эффекта для дилеров в связи с низкой их вовлеченностью в этот сегмент.

Автоотрасль переходит из эры «владения» в эру «использования», все более прагматичного, – отметил спикер. Это меняет подходы, оценки, поведение.

Предваряя следующего докладчика, Андрей Петренко, который модерировал сесию и был одним из ее докладчиков, задался вопросом: «Зачем нам слушать этих аналитиков, они использования одни и те же источники». И сам ответил, что цель всех встречь и форумов – собрать как можно больше информации и принять на ее основе взвешенные управленческие решения. 

Сессия обсуждения ситуации в ОСАГО собрала немало слушателей. Первый докладчик, представляя позицию РСА, много говорил о нерешенных на данный момент проблемах. Он подробно комментировал 30-дневный лимит времени на ремонт и 50-ти километровый пробег до СТО. То и другое  – не приминал отметить спикер – создаст немало осложнений. Ремонт новых автомобилей по стандартам автопроизводителей тоже вызовет проблемы, опыт работы потребителей в судах по оспариванию ограничений в представлении гарантии после визита на независимые СТО уже есть, решение судов обычно в пользу клиента, – напомнил спикер.

Ограничение использования б/у запчастей тоже прописано не вполне внятно. Все это может привести к ситуации, которую характеризует поговорка : «Гора родила мышь». Весь переход к натуральному урегулированию может быть сорван, если, используя лазейки в законе, юристы и потребители-экстремисты снова смогут найти механизм и получать выплаты деньгами, и бесконечно сутяжничать...

Свое выступление представитель марки Mitsubishi, представляя мнение дистрибьютора, начал с цитаты из «Властелина колец»: Мир изменился! Он подчеркнул, что ситуация с расценками на запчасти очень сложная. При этом в целом движение дилеров в сторону ОСАГО – разумное и здравое. Он подчеркнул, что участие дистрибьютора в процессе важно. И отметил, игрокам рынка важно договориться быстро, и уж точно до 2019 года, ведь от профессионального сообщества и клиент, и государство ожидают структурирования и «обеления» рынка, надлежащего качества ремонта. Спикер высказался за открытый диалог по всем спорным вопросам.

Ключевой же фактор к рынке сейчас – качество ремонта. По этой теме что-то сказать готовятся все – автоюристы, эксперты, дилеры. 

Слово со стороны РОАД и дилеров сказала Наталья Жильцова. Она сразу задала тему: в нынешнем рынке у дилера не так много точек роста, и ОСАГО, загрузка кузовного цеха – одна из них. РОАД включился в доработку проекта закона на финальной стадии, но видит свою заслугу в том числе в отмене условий по износу к расчету цен запчастей. Кроме того, для РОАД было важно учесть интересы конечного клиента.

Ситуацию с запчастями Наталья откомментировала подробно, с учетом неоригинальных деталей и сложности логистики по ним.

По ценам на оригинальные запчасти было дано предложение поменять систему в единой методике, чтобы создать некое правило для новых автомобилей и оригинальных запчастей. 

Игорь Ямов, представляя компанию «Ингосстрах», высказал позицию своей компании и во многом всего страхового сообщества. Причем он отметил, что представляет здоровую, ответственную часть страховщиков, которые остаются с рынком, а не покидают его при малейшей угрозе.

«Вы все нацелены поделить богатый финансовый «пирог», но давайте посмотрим, а есть ли в реальности эти деньги, есть ли основа под вашими высокими ожиданиями?» – спросил он и дал свое видение ситуации. Да, рынок ОСАГО стал крупнее рынка КАСКО, но это лишь видимая часть «айсберга». Убыток по ОСАГО тоже стал больше зубатка по КАСКО, а сама структура договора КАСКО изменилась за счет франшиз и иных условий.

Ситуация, когда се под свои интересы взялись вносить в закон по ОАСГО дополнения, сделала проблемнее внедрение этого закона, – отметил спикер. Запрет на б/у детали – часть этих проблем: за Енисеем много «разборок» и совсем нет новых оригинальных запчастей, а цена доставки и срок ее невероятны и неприемлемы. Так что несколько миллионов автомобилей на востоке страны – уже вне рынка нового закона, там нет смысла в натуральном урегулировании в таких условиях.

«Первые два года ремонт у дилера – это пиррова победа РОАД, – отметил спикер. Мы провели огромную работу, но число брендов и конкретных дилеров, сотрудничество с которыми взаимовыгодно сейчас – оно ничтожно».

Добавить стоит то, что т. н. Электоральный цикл сейчас требует от правительства и власти в целом не вносить в настроения дополнительных раздражающих факторов, к числу которых относится, например, радикальный пересмотр тарифов по ОСАГО. А он требуется, ведь те же средства на ремонт дилера, с оригинальными запчастями, где-то надо изыскать. 

Константин Кальян, представляя взгляд компании РЕСО, высказался очень жестко и определенно. Главное для любого коммерческого предприятия – извлечение прибыли. Да, натуральное урегулирование – здоровая, нормальная форма, и имено ремонт, а не выплату деньгами, выбирает подавляющее большинство клиентов по КАСКО (90% в данных компании). Хотелось бы такого же штатного процесса в ОСАГО. Но пока все, увы, непросто.


«Два года дилерского ремонта – это проблема. Мы юридически обязаны платить согласно единой методике. Как сближать позиции между РРЦ дилеров и ценами единой методики, вопрос сложный» – прокомментировал спикер. И снова указал на высочайшую убыточность ОСАГО. Так, в январе-феврале 2017 года сборы составили ориентировочно 29 млрд рублей, а выплаты в тот же период близки к 28 млрд.

«В нашей практике уже сейчас есть ряд дилеров, которые работают в рамках ОСАГО и единой методики», – подчеркнул спикер. И фокусировал внимание зала на теме «токсичных» регионов, где процветают «черные» юристы и умирает страховой бизнес. Именно там крайне важно урегулировать 100% случаев через ремонт, и пример всем очевиден, это Волгоградская область. Там черные юристы уже теперь мимикрируют, пытаясь открыть ремонтный бизнес, найти новые лазейки в законе. Потому страховщику при прочих равных удобнее договориться с дилером и работать в системе натурального, «белого» урегулирования. Здать при этом, что у партнера есть стандарты по технологиям ремонта, по общению с клиентом. Это лучше, чем рисковать и выходить к сомнительным, путь и дешевым, ремонтникам. Но и доходность бизнеса должна остаться позитивной...

«С 28 апреля закон заработает. Первые результаты мы увидим через 6-8 месяцев, – подвел итог спикер. – Так давайте искать здоровое сотрудничество, мы в одной лодке, надо грести в одну сторону!»

Далее очень коротко высказался по конкретным инструментам для помощи игрокам рынка Макcим Шамшин, представляя проекты и продукты от «Аудатэкс». Активность в теме была начата и включает такие продукты, как ОСАГО про, ОСАГО Ремонт, AudaParts, расчет стоимости ТО по маркам. 


 Фото

5-я Конвенция РОАД