Цифра дня 17.6% На столько вырос авторынок в апреле 2018
Другие цифры Курс валют:
63,85 (-0,37) 70,60 (-0,34)
21.09.2019

GIPA 2017. Автомобили и мега-города

20.01.2017

GIPA. 19 января во Франкфурте глобальное аналитическое агентство GiPA (собирающее данные по жизненному циклу автомобилей и поведению их владельцев) в восьмой раз, устроило встречу своих представителей по странам и постоянных клиентов, чтобы поговорить о прошедшем годе и указать тренды ближней и средней перспективы.
В том числе идет сравнение рынков разных стран и регионов мира на основе единой базы и единой методики, разработанных GiPA. Было отменно, что год стал достаточно удачным для агентства: открыты новые офисы, в т. ч. в Японии. Очень много данных дает теперь Ближний Восток, а именно офис в Иране. Конечно, отдельное внимание будет уделено рынку Германии, ставшей страной проведения конференции.

Первая сессия – об особенностях поведения водителей и перспективы автомобилизации в мега-городах, которые становятся все более значимой частью мира и авторынка. Началом доклада стала очень глубокая ретроспектива. Было отмечено, что в древние времена лишь 3-5% людей жили в городах. К 1700 году (началу 18 века)  уже 17% переместилось в город; произошел 11-кратный с древних времен рост общего населения мира. На следующие 300 лет пришелся взрывной рост населения и критическое изменение соотношения город/деревня. После 2007 года соотношение город/деревня меняется еще более драматически.

Более 55% населения мира сейчас проживает у урбанизированных областях. «Большими» в данном докладе принято называть города с населением более 1 млн жителей; мега-города насчитывают более 10 млн жителей (в таких сейчас проживает более 7% населения Земли). Подобных мега-городов уже полсотни в мире, и их число быстро растет. Как основа исследования были рассмотрен разные экономики и традиции жизни – Европа, Азия, Африка, Латинская Америка.

Для начала Эрик Дево, президент GiPA, задался вопросом: что происходит с этим типом «мигрантов», то есть с людьми, которые перебираются в новую среду обитания, в мега-город. Как себя ведут эти люди – как потенциальные водители и автовладельцы? Они покупают или продают автомобиль, прибыв на новое место? Как меняются их привычки и их модель мобильности? Наконец, есть ли общее для городов, расположенных в очень разных регионах мира?

Как показывает анализ ситуации в мега-городах Европы, там автопарк более не растет; он фактически стабилизировался, в том числе по количеству а/м на домохозяйство. В развивающихся станах в целом по рынку парк растет стабильно, и зачастую это двузначный рост, в разы превышающий темпы Европы. И уровень автомобилизации в больших городах тоже может увеличиваться. На этом фоне взрывным выглядит рост парка в Китае, наблюдаемый уже несколько лет подряд. 

А теперь – к мега-городам.

Более низкая плотность автомобилизации обычна для городов (больших и мега). Среднегодовые пробеги, закупка деталей и частота ТО менее активны. Но это пока не так явно выражено для мега-городов в развивающихся странах: пока там водители очень активны, и пробеги велики. Это, кстати, верно и для Москвы.

Стоит отметить, что среднегодовой пробег (независимо от размера города) становится меньше всюду в мире, это единый тренд. В Европе ситуация однозначна, но при этом в больших городах пробеги падают, и весьма активно.  Есть лишь одно исключение в Европе – Париж. Но это случайный в значительное мере эффект, вызванный местной спецификой – в т. ч. забастовками. 

«Мега-города – это рай?» – таким вопросом задался спикер, изучая тему миграции населения в такие города. Ведь должна же быть причина добровольного роста концентрации населения! Сам же спикер ответил: нет, мега-город – это скопление проблем, для него характерны шум, загрязнение, пробки. И такое «правило жизни» – общее для всех подобных городов. И по указанным проблемам всюду пытаются найти решения, порой неодинаковые. Например, пробки и загрязнение ограничивают через выдачу разрешений на выезд по четным или нечетным дням (по последней цифре номер); разрешение на выезд по определенным дням недели по двум последним цифрам (Сан-Паулу); разрешение на выезд в течение 3 часов утром и вечером и т. д. Часто поощрение и использования велотранспорта.

Пример пиковых проблем по пробкам, затратам времени и нервов в также и загрязнению – это так называемый «китайский Армагеддон», мега-пробка, приключившаяся на Новый год и широко освещенная в сети. 

Клубок новый ля мира проблем провоцирует новые вопросы. Один из них: иной тип топлива – это спасение? Хотя порой ответ кажется очевидным, но водители не спешат, вопреки давлению сверху, отказываться от ДВС. Доля дизеля в ЕС все еще растет – это тренд в силе. 52% новых регистраций авто приходится на дизель в таких странах как Франция.

Однако же гибридизация в целом продвигается. Пример – Британия. 65% опрошенных GiPA водителей в Британии сообщило о намерении при смене а/м взять гибрид, в больших город – до 82% (Лондон).

И снова, огромная и трудно прогнозируемая роль в переменах внений и намерений приходится на ограничения сверху и даже запреты и прямые. Очевидно, прогнозируемый в ряде мега-городов к 2020 году запрет эксплуатации дизеля сильно именит динамику перехода на гибрид / электропривод.

Следующая тема рассмотрения – это поведение водителей.

Роль смартфона в жизни человека, отметил спикер, есть нечто удивительное и достойное исследования. Сейчас айфону как продукту исполняется всего-то 10 лет. Это ничтожный срок жизни для продукта, но на эти 10 лет пришлось огромное изменение в привычках и поведении людей. Смартфонизация приоритетно охватывает именно урбанизированные зоны. На графике, показанном спикером, указана доля владения смартфонами по водителям (не все население). Причем в Китае мы уже сегодня  наблюдаем предельное значение в 100% - ВСЕ водители имеют смартфон и постоянное подключение к сети.

Водители не просто чаще имеют телефон, они также активнее его используют в повседневной жизни. И тут важно, что они не только «зависают» в соцсетях, но и активно используют девайс для поиска услуг и продуктов по ТО и запчастям.

Однако пока нет ощущения «революции» в использовании смартфона в авто отрасли. Пока это вспомогательный прибор.

Снова спикер вернулся к данным по Европе, где имеется опытный, традиционный и вполне сложившийся рынок. Здесь нет существенной разницы в поведении смартфон-пользователя в мало городе, деревне и мега-городе.

Было высказано и еще одно ожидаемое предположение, которое часто обсуждается и нуждается в подтверждении через аналитику. Для автомобиля движение по городу – ад, режим движения и нагрузки являются агрессивными, а то и опасными для   ДВС (многочисленные старт-стопы, короткие дистанции, перегревы в пробках, малые обороты). При таком критическом режиме частота обслуживания в больших городах по идее должна быть выше. Но данные исследований показали: в целом ответ – нет. Такого тренда как учащение ТО не наблюдается, а/м ездят меньше в трудных условиях – и все же «меньше» тут главное слово. Обслуживание парка проводится реже.

Нет и единого соотношения долей и активности дилерских и независимых СТО в мега-городах. Казалось бы, должны побеждать дилеры, среда комфортна: концентрация парка и относительно высокий доход клиента. Но здесь специфика региона и привычек проявляется особенно ярко. 

Далее спикером были озвучены тренды, которые меняют мобильность населения в рамках мега-города:

  • ниже плотность автомобилизации;

  • ниже пробеги;
  • меньше обслуживания;
  • несколько больше задействуется в поиске сервиса и деталей смартфон;
  • чуть активнее работают независимые СТО, хотя тут все условно;
  • огромное влияние на поведение водителей оказывает «давления сверху» - это видно на примере запрета эксплуатации  дизеля к 2020 году по ряду городов;
  • явно виден выбор в пользу новых форм мобильности.

А еще было сказано: «мега-город – лаборатория новых форм мобильности». Пример - каршеринг.

Были указаны и основные тренды будущего для таких городов:

  • электрификация парка;

  • подключенность парка к единой IT-среде;
  • растущая автономность парка, вплоть до полной автоматики вождения, «авто без водителя»;
  • совместное использование (шеаринг) всех форм.

В финале первой сессии был дан глобальный ананс: GiPA стала основателем «Института мега-городов», и по этому проекту уже получена поддержку от Bosch и PSA.