Цифра дня 17.6% На столько вырос авторынок в апреле 2018
Другие цифры Курс валют:
64,22 (-0,21) 70,94 (-0,30)
20.09.2019

Итоги первого полугодия 2017. Рост 7%

22.08.2017

PwC. Российский автомобильный рынок продемонстрировал рост на уровне 7% в первом полугодии 2017 года после четырех лет падения.

В первом полугодии 2017 года продажи новых легковых автомобилей в России достигли 665 тыс. шт., увеличившись на 7% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, когда было продано 623 тыс. шт. По итогам 2017 года прогнозируется рост рынка легковых автомобилей на уровне 7-11%.

Продажи российских автопроизводителей выросли на 8%, чему способствовал рост спроса на легковые автомобили Lada, и в частности намодели Lada Vesta и Lada XRAY, продажи которых в первом полугодии 2017 года увеличились на 51% и 92% соответственно. Продажи UAZ упали на 29% из-за существенного снижения спроса на модели Patriot и Hunter. Лидерство на рынке традиционно удерживают бренды с обновленным модельным рядом. 

Прирост продаж иномарок российского производства оказался выше среднеотраслевого уровня и составил 16%. По состоянию на первое полугодие 2017 года около 62% всех продаж новых легковых автомобилей пришлось именно на данный сегмент. Усилению позиций и конкурентоспособности иномарок российского производства во многом способствовали различные программы господдержки. 

Доля импорта в совокупных продажах в первом полугодии 2017 года составила около 17% (против 22% в первом полугодии 2016 года). Несмотря на значительное укрепление рубля за период, значение импортированных автомобилей в количественном выражении упало. В денежном выражении рынок продемонстрировал прирост как в рублевом, так и в долларовом выражении, при этом в долларовом выражении рынок вырос существенно выше (28% против 5%), что стало следствием укрепления российской валюты. 

Автомобили из бюджетного и среднего сегментов наращивают продажи, тогда как продажи в премиальном сегменте снижаются. 
Самым популярным классом автомобилей по объему продаж стал сегмент SUV. С небольшим перевесом сегмент кроссоверов и внедорожников обошел по объему продаж класс B и достиг рыночной доли в 41%. Этому способствовал выход на рынок ряда успешных моделей (например, таких как Hyundai Creta, Lada XRAY, Renault Kaptur). Кроме того, росту продаж наиболее популярных моделей SUV способствовало увеличение ценового барьера по льготным автокредитам с 1,15 млн руб. до 1,45 млн руб. 

Наблюдается падение продаж среди премиальных производителей автомобилей. Продажи автомобилей премиальных брендов показывают отрицательную динамику на уровне – 5% в первом полугодии 2017 году по сравнению с аналогичным периодом 2016 года. 

Олег Малышев, партнер, руководитель отдела по сопровождению сделок, PwC в России: "Несмотря на некоторое оживление авторынка, игроки осторожно подходят к вопросу формирования заказов и управления стоками.Учитывая нестабильность российского авторынка, многие дилеры предпочли снизить количество заказов у автопроизводителей во избежание затоваривания складов. Однако на фоне укрепления рубля и постепенной реализации отложенного спроса возник дефицит наиболее востребованных автомобилей. В перспективе ближайших месяцев следует ожидать роста спроса на автомобили нижнего и среднего ценовых сегментов и, как следствие, роста заказов дилеров для снижения риска недополучения прибыли".


В базовом сценарии продажи новых легковых автомобилей в России могут вырасти на 7% и достигнуть 1,40 млн шт. в 2017 году. В оптимистическом сценарии прогнозируется увеличение продаж до 1,46 млн шт., что соответствует приросту на уровне 11%. Реализация сценария будет зависеть от экономической конъюнктуры рынка во втором полугодии 2017 г. Одним из основных факторов при прогнозировании объема продаж легковых автомобилей в России в 2017 году стал прогноз цены на нефть. На развитие рынка будет также оказывать влияние уровень потребительской и предпринимательской уверенности. По результатам первого полугодия индексы все еще остаются на достаточно низком уровне, но тем не менее наблюдается положительная динамика. По итогам 2017 г. прогнозируется сохранение лидирующих позиций иномарок российской сборки.

Основные выводы исследования:

  • В российской экономике наблюдаются позитивные изменения по ряду ключевых показателей, которые, однако, остаются на достаточно низком уровне.
  • На фоне оживления экономики российский автомобильный рынок после четырех лет падения продемонстрировал рост на уровне 7% в первом полугодии 2017 г. Лидерство на рынке традиционно удерживают бренды с обновленным модельным рядом. При этом автомобили из бюджетного и среднего сегментов наращивают продажи, тогда как продажи в премиальном сегменте снижаются.
  • В 2017 г. был утвержден проект Стратегии развития автомобильной промышленности до 2025 г., в котором была сформулирована задача по более активному вовлечению игроков российского авторынка в глобальную цепочку поставок.
  • По итогам 2017 г. прогнозируется рост рынка легковых автомобилей на уровне 7% в базовом сценарии и 11% в оптимистическом. Реализация сценария будет зависеть от экономической конъюнктуры рынка во втором полугодии 2017 г.
  • Продажи коммерческой техники по всем сегментам более чем на треть сосредоточены в Центральном ФО, наименьшая доля продаж наблюдается в Дальневосточном ФО и Северо-Кавказском ФО.
  • Государственная поддержка, а также восстановление малого и среднего бизнеса оказывают положительное влияние на сегмент легких коммерческих автомобилей, который переходит в стадию роста.
  • В сегменте грузовых автомобилей ожидается наибольший рост среди всех сегментов коммерческих автомобилей; в структуре продаж за 6 мес. 2017 г. наблюдается рост импорта и доли иномарок.
  • Правительство будет планомерно обновлять устаревший, не соответствующий экологическим стандартам парк автобусов, отдавая предпочтение газомоторной технике и электротехнике.
  • В период 2010–2016 гг. было отмечено сокращение парка, а также снижение обеспеченности техникой организаций сельскохозяйственной отрасли в России.
  • Девальвация рубля и государственная поддержка позволили отечественным производителям сельскохозяйственной техники нарастить рыночную долю в сельскохозяйственном секторе.
  • Основными целями утвержденной стратегии развития сельскохозяйственной техники являются наращивание доли отечественных брендов на рынке России, расширение экспорта, а также разработка новых технологий.
  • В период 2010–2016 гг. в строительной отрасли России наблюдался спад, что привело к сокращению парка строительной техники, в структуре которого выросла доля импортной техники.
  • С 2013 по 2016 г. продажи строительной техники и спецтехники сокращались, что связано с введением программы утилизационного сбора, экономической неопределенностью и снижением темпов строительства.
  • Несмотря на ряд сдерживающих факторов, в первом полугодии 2017 г. наблюдалась положительная динамика продаж спецтехники, связанная с реализацией отложенного спроса, стабилизацией экономической ситуации и мерами господдержки.