Цифра дня 17.6% На столько вырос авторынок в апреле 2018
Другие цифры Курс валют:
63,83 (-0,64) 70,67 (-0,86)
17.09.2019

Человек и чиновник

Автор : Коняшин Игорь

17.04.2015

«Пять лет трудился мелким предпринимателем. Пахал как трактор. На мне неплохо заработали: пожарники, СЭС, милиция, районные чиновники и чиновники из мэрии, налоговики и даже таможенник. Один я, почему-то, ничего не заработал…»
(Из монолога соотечественника)

Когда человек живёт в правовом государстве, ему поневоле приходится постоянно взаимодействовать с массой чиновников различного ранга. Это и полицейский на улице, и сотрудник налоговой инспекции, и секретарь в префектуре и многие, многие другие.

Основная задача чиновника – соотнести деятельность живущих в государстве людей с рамками законов проживания их (людей) в этом самом государстве. Причём рамки законов устанавливает государство (читай – чиновник). Хочешь – принимай и живи по этим законам, не хочешь – уходи из государства (в тюрьму, в другое государство). Некая ирония в повествовании смягчает негатив восприятия той категории граждан, которых мы называем чиновниками. Но ведь без их работы в любом крупном социальном объединении воцарится анархия и животные понятия сосуществования. Кто сильнее, тот и прав…

Чтобы этого не произошло, и люди жили в цивилизованном обществе, нам просто необходима армия чиновников. Мы готовы оплачивать их существование, предполагая, что они обеспечат нам комфортное проживание в государстве. И помогут защитить нас самих от наших пороков. Общество выступает в качестве работодателя и видит в чиновнике помощника (слугу), поддерживающего человека в сложных групповых отношениях индивидуумов. На самом деле чиновники, получив возможность контролировать и регулировать жизнедеятельность сообществ, почувствовали возможность управлять процессами жизнедеятельности своих работодателей, получив власть над ними. При этом «законно» предполагая, что чиновник находится над обществом, следовательно, значительно выше его.

Именно такое высокомерное отношение к себе испытывает руководитель автосервиса при посещении его лицами вышеописанной категории. Чиновник приходит не просить, а приходит требовать.

Нормальные люди обоснованно расценивают такое отношение к себе недопустимым и всячески противопоставляют себя армии чиновников, не считая их подобными себе. Следовательно, все законы морали и этики становятся, в случае взаимоотношений с ними, несущественными. Как говорится в народе – «с волками жить, по-волчьи выть». Если кто-то не хочет уподобляться «волку», пусть будет «бараном», которого сначала «стригут», потом «съедят».

Отношение к армии чиновников как к армии «не таких как мы» позволят воспользоваться искусством ведения войны (а по большому счёту секретами власти), описанным в одной китайской книге и называемой «36 стратагем».

Желание пользоваться или не пользоваться описанными в этой книге приёмами остаётся личным решением каждого читателя (если он, конечно, ранее не был знаком с книгой или производной от неё), это по сути его неотъемлемое право. Но знать об их существовании, по мнению автора, обязан каждый серьёзный руководитель.

Своё дальнейшее повествование автор постарается построить в формате упомянутой книги, описывая истории существования некого автосервиса и применяемости стратагем в контексте взаимоотношений с чиновниками, контролирующих работу стандартного московского предприятия.

Понятием «стратагема» в европейской литературе принято переводить китайский термин «цзи», обозначающий некий план, расчет, но также и уловку, военную хитрость. Этому термину близок по смыслу знак «фа» – прием, способ, метод.

История первая

Однажды (в незабвенные 90-е) на автосервис наехал ОМОН. Крупные ребята в масках, с автоматами деловито уложили на грязный пол клиентов и сотрудников, ожидая заказчика данной акции. Через некоторое время появился экземпляр в гражданской одежде и стал планомерно осматривать находившиеся в ремонтной зоне автомобили, акцентируя внимание на их заводских номерах (люди по-прежнему смиренно лежали на полу, благо было лето).

Руководитель автосервиса, который сидел в маленьком кабинете, находящемся в сложном лабиринте коридоров административного здания арендодателя, вышел в ремонтную зону сервиса и был немало удивлён открывшейся колоритной картиной. Он осмотрел территорию, определил главное действующее лицо «шоу», потом быстрым, уверенным шагом направился к нему. Люди в масках, не предполагая такой – в их понимании – наглости, пассивно отреагировали на демарш. После вопроса: «Что здесь происходит?» – главный организатор данного мероприятия узнал, кто к нему обращается, представился сам и сообщил, что есть подозрение в нахождении на автосервисе как минимум трёх автомобилей с перебитыми номерами кузова.

Директор сервиса сразу понял слабую подготовку «наезда» и строгим голосом предложил для начала не издеваться над людьми и поднять их с пола. Его уверенность действенно повлияла на оппонента, который отдал приказ всех освободить.

После того, как основное безобразие было устранено, и сотрудники с прибывшими вооруженными «гостями» разошлись по разным углам сервиса, организатор «проверки» решил взять реванш. Он сообщил, что для выяснения всех вопросов предполагается вызвать эвакуатор и забрать один из подозрительных автомобилей в специальную лабораторию на экспертизу.

Тот, кто пребывает в покое, не раскрывает своих планов

(из книги «36 стратагем»)

Понимая, что его берут на испуг, вывоз машин не предполагался изначально и «гости» просто решили этой акцией «заработать» денег, а руководитель «шоу» выглядит неуверенно, директор сервиса решил занять жёсткую позицию. Он стал невозмутимым тоном требовать представить какие-либо обоснования подозрений в том, что номера кузовов перебиты. Ведь на первый взгляд они были совершенно нормальные, и не отличались от номеров других машин, стоящих на территории ремонтной зоны.

В ответ ещё один подошедший деятель стал утверждать, что он «носом чует криминал», что краска на кузовном номере свежая, что в списке номеров угнанных машин есть совпадающий с номером одного из присутствующих здесь автомобилей, за исключением одной цифры («8» вместо «0» легко сделать). Владельца указанного автомобиля на сервисе не было, связаться с ним не удавалось, а представленное свидетельство о регистрации впечатление на проверяющих не произвело.

Сразу опровергнув аргумент «чуткого носа» и свежей краски (никто не запрещает подкрашивать и обрабатывать антикором элементы кузова), директор автосервиса высказал уверенность в том, что любые механические воздействия на металл оставляют следы, которые можно скрыть под грунтовкой и краской, но если слои удалить, реальная картина сразу станет очевидна. Он предложил зачистить спорное место до металла, исключив таким образом все подозрения. Он, конечно, рисковал (номера действительно могли быть перебиты. Кто в точности знает происхождение немолодого автомбиля, часто перепроданного через третьи руки?), но это был единственный путь, позволявший быстро избавится от необоснованных и явно провокационных претензий без выхода за рамки правового поля, без создания невнятной ситуации с клиентом станции (машину могли реально забрать, а объективность полученного позже экспертного заключения – тема отдельная).

«Гости», посовещавшись, неохотно согласились с предложением директора, и наждачная бумага стала скрести по номеру кузова, обнажая металл.

Как и предполагал директор станции, криминала не обнаружилось, представители правопорядка с недовольным видом собрались и уехали.

Казалось бы банальная история, так похожая на многие другие. А ведь в ней использована стратагема из старой китайской книжки, грамотное применение которой позволило спокойно рассчитать и нейтрализовать возможные негативные действия чиновников.

Стратагема 21

«Золотая цикада сбрасывает чешую»

Всегда сохраняй уверенный вид.

Не допускай изъянов в своей позиции...

Так можно не позволить союзнику поддаться страхам.

И не дать противнику повода предпринять нападение.

Именно уверенность в себе и своей правоте, отсутствие страха перед оружием и давлением, внятная аргументация, не предполагающая возражений, позволили директору автосервиса взять ситуацию под контроль, понеся лишь минимальные потери (несколько подпорченное лакокрасочное покрытие в автомобиле клиента аккуратно подправили, и клиент даже не узнал, что существовал реальный риск утраты автомобиля).

История вторая

Простая и часто используемая стратагема хорошо иллюстрирует следующую историю.

Стратагема 3

«Воспользовавшись чужим ножом, убить человека»

С врагом все ясно, а насчет друга нет уверенности.

Используй друга, чтобы убрать врага.

А сам не применяй силы.

Одна крупная московская автомобильная фирма на арендуемой площади построила новый автосервис для обслуживания корейских марок. Было достаточно сложностей при проведении строительных работ, но все они оказались так или иначе решены, сервис открылся. И тут появился местный эколог, курирующий предприятие арендодателя, он весьма строго заявлял о нарушениях экологических параметров предприятия, поскольку существующий ТОМ ПДВ (расчёт предельно допустимых выбросов вредных веществ) не соответствовал реальному состоянию на данный момент. С вводом нового сервисного участка количество расчётных выбросов, естественно, увеличилось. Сложность заключалась в том, что существующий ТОМ ПДВ был сделан два года назад и стоил около пяти тысяч «американских рублей». Платить такие деньги арендодатели категорически отказались, хозяева нового сервиса тоже не готовы были сразу рассмотреть существенные траты (затраты на его строительство и так оказались значительными).

Вполне закономерно и даже ожидаемо, что вскоре через доверенных лиц до принимающих решения была доведена информация: 40% от суммы на оформление ТОМ ПДВ позволят экологу не замечать недочетов вплоть до срока (через три года) расчёта нового планового документа. На указанные расходы хозяева сервиса не пошли, предложив его директору самому разрешить ситуацию. Поджимал и арендодатель, которому грозил крупный штраф.

Директор мог заплатить деньги из собственного кармана, но, даже не обсуждая сам прецедент, было неприятно идти на поводу у наглого чиновника. Экологическую ситуацию города передача денег явно не улучшала, да и гарантий предотвращения повторных претензий не было.

Вспомнив мудрость китайских философов, и применив стратагему № 3 к современным условиям, директор сервиса «пошел в народ». Выяснилось, что у одного мастера-приёмщика есть знакомый милиционер в чине полковника (старый приятель его отца), который не прочь оказать посильную помощь.

В назначенное время прибыл солидный мужчина, оказавшийся компанейским, радушным человеком. После устроенной прямо в кабинете директора китайской чайной церемонии и разговора «за жизнь», перешли к сути проблемы. Узнав всю нужную информацию, полковник попросил выделить ему пять тысяч рублей на текущие расходы, попрощался и посоветовал больше ни о чём не беспокоиться. Через три дня представители арендодателя сообщили директору сервиса, что вопросы решены, можно работать в штатном режиме.

А случилось следующее. Знакомый отца мастера приемщика проверил номер телефона эколога по своим каналам, позвонил, представился и договорился о встрече на нейтральной территории. На встрече полковник приехал на служебной автомашине со спецсигналами, в форме. Уставший милиционер за чашкой кофе сообщил экологу о своём хорошем отношении к руководству сервиса и возможных проблемах, которые могут ожидать всех, кто попытается его лично огорчить. Эколог долго извинялся за свои действия, посетовал, что такая мелочь отвлекла занятого государственными делами уважаемого человека, и они расстались.

Больше этого эколога директор сервиса не видел, а через три года оплатил свою часть экологической документации предприятия, которая составила меньшую сумму, чем предполагаемая ранее взятка. Стоит добавить: к тому моменту потраченная сумма уже не создавала осложнений для станции, пережившей самый сложный период старта.