Цифра дня 17.6% На столько вырос авторынок в апреле 2018
Другие цифры Курс валют:
63,81 (-0,38) 70,72 (-0,38)
06.12.2019

Аутсорсинг в сфере ЛКМ

Автор : Оксана Демченко

27.01.2016

«Эффективности в условиях кризиса МКЦ может добиваться разными способами...»

В затратах малярно-кузовного цеха (МКЦ) доля лакокрасочных материалов относительно невелика, по некоторым оценкам – 10%. Но, тем не менее, в условиях низкой прибыльности даже это может стать последней каплей, «утопившей» бизнес. Поэтому в борьбе за его живучесть в условиях кризиса появляются все новые и новые способы. О некоторых собирается рассказать в ближайших номерах журнала «Управление Автобизнесом» эксперт по теме кузовного ремонта. И начнем мы с услуги аутсорсинга персонала.

Лакокрасочные материалы всегда были сложным фактором для МКЦ. С ними связано немало потенциально проблемных моментов: неполный и ненадежный учет по материалам «замораживает» лишние средства на складе и осложняет прогнозирование затрат в целом; перерасход, откровенное воровство, колеровка «налево», схемы сговора – все это знакомо и не обязательно осталось в прошлом; наконец, при неполной загрузке и сокращении потока заказов даже прозрачность учета и добросовестность сотрудников порой не могут изменить того, что содержать штат становится нерентабельно, а мотивация для специалистов высокого класса недостаточна. 

С другой стороны, для поставщика материалов ситуация выглядит так же не идеально. После скачка курсов валют рынок стал очень чувствителен к ценовому фактору, многие МКЦ рассматривают варианты экономии – будь то смена поставщика, смена материалов или же бесконечные переговоры об изменении условий по скидкам и объемам. 

Решать любые аспекты перечисленного комплекса проблем руководство автоцентра и поставщик пробуют каждый со своей стороны, и обычно нескоординированно. Однако не так давно – то есть именно в этот кризис – рынок получил примеры совершенно нового для России способа оптимизации основных параметров выдачи материала в цех. Это аутсорсинг зоны колористики. Существует не один поставщик, уже опробовавший схему на практике, в том числе компания «Европроект Групп». 

Мы обратились к Андрею Будевскому, руководителю департамента развития компании «Европроект Групп» для уточнения темы. 

 – Как возникла идея такого особенного сервиса для клиента?

 – Эффективности в условиях кризиса МКЦ может добиваться разными способами. Применительно к зоне колористики их набор довольно ограничен. Это упорядочивание и ужесточение контроля за расходом материалов; сокращение штата и совмещение обязанностей в связках колорист-кладовщик-маляр. Смена линейки материалов. 
Каждый способ имеет свои недостатки, и весьма значительные. Каждый создает новые риски: иной будет скорость подачи материала в цех, чаще станут возникать претензии по подбору цвета у клиента, труднее будет учитывать лишние тест-напылы, уровень лояльности персонала при сниженной мотицации тоже упадет и т. д. 

Для поставщика материалов риски тоже понятны: сокращение отгрузки, сокращение наценки, а то и потеря клиента.

Рассмотреть в комплексе риски обеих сторон и найти компромисс, который даст двойной плюс – и МКЦ, и поставщику – предназначена схема аутсорсинга. Сразу оговорюсь: это не панацея и не какой-то универсальный путь для всех и для каждого. Но это опция, воспользоваться которой теперь могут наши клиенты, в первую очередь ключевые, при определенных условиях. 

 –Что даст МКЦ аутсорсинг зоны колористики?

– Прежде всего преимущества видны в чисто финансовом поле. Вывод персонала за штат – это изменение в ФОТ, сокращение налоговой нагрузки. В то же время возникают дополнительные расходы на производство. Организационно плюсы тоже понятны: сотрудник, который нанимается и обучается поставщиком ЛКМ, для персонала станции – внешний человек с совершенно иной мотивацией и иной зоной ответственности. Он не может быть вовлечен в «серые» схемы. Его компетентность, а значит и весь комплекс вопросов по попаданию в цвет или стыковке в паре «маляр-колорист» находится в зоне ответственности поставщика ЛКМ. Значит, можно забыть об упомянутых ранее лишних тест-напылах, неразберихе в учете материалов. Колорист готовит их и передает в цех в соответствии с оговорёнными заранее нормативами. И только материалы – да, по несколько более высокой цене, приближенной к розничной – приобретает МКЦ. 

 – Каким образом идет оплата?

 – Поставщик не выставляет счета при каждой продаже, в конце месяца формируется сумма на основании закрытых заказ-нарядов. Для выбора стоимости по одному заказ-наряду  проводится мониторинг средних условий подбора (колористики) в данном городе. Хотя тут возможны и коэффициенты, и особые условия – не будет вдаваться в подробности. Скажу лишь, что мы видим разницу между работой розничного колориста и специалиста на аутсорсинге. Розница в чистом ее виде предполагает практически для каждого заказа полноценный цветоподбор. Работа крупного кузовного центра имеет иную специфику. Здесь число автобрендов в ремзоне обычно довольно узкое, автомобили относительно новые, и потому стоит говорить как о цветоподборе, так и т. н. «сливе» материалов. 

 – Такая схема выглядит интересной для автоцентра. 

 – Да, на стороне поставщика в этой схеме очень много качественных параметров, которые прежде были головной болью МКЦ. Повторю главное: слаженность тандема «колорист-маляр», ведь мы стараемся исключить ситуацию взаимных обвинений в несоответствии цвета выкраса и готовой детали. 

 – Понятный следующий вопрос: насколько это интересно поставщику ЛКМ?

 – Правильный вопрос, на который нет однозначного ответа. Обычно предложение по аутсорсингу делается тем партнерам, для которых поставщик видит взаимную позитивную перспективу, хотя бы безубыточность. Тут очень важно учесть проходимость, поток заказ-нарядов, загрузку ремзоны, типовые запросы и ремонты для данного автоцентра. Очевидно, работать себе в убыток поставщик вряд ли согласится. 

 – Есть ли какие-то особые условия, преимущества у схемы аутсорсинга?

 – Та схема, которую мы используем, предполагает, что склад ЛКМ выкупается автоцентром и находится на его балансе. Мне известно, что есть и иные варианты, но мы как поставщик их не сочли для себя наилучшими.

Очень большую роль играет специфика региона: не секрет, что расценки на цветоподбор могут варьироваться очень сильно, маржинальность этого узкоспециального бизнеса тоже очень различается в тех или иных регионах. Поэтому аутсорсинг мы применяем точечно и целенаправленно. Однако такой инструмент оптимизации бизнеса клиента в нашем арсенале есть. Для нас он, очевидно, прямо связан с вопросами лояльности и долгосрочностью отношений. Для клиента – с получением универсального и простого решения широкого круга проблем, связанных с работой лаборатории цветоподбора. Так что мы говорим о настоящем партнерстве, где победа – это командная работа.