Цифра дня 17.6% На столько вырос авторынок в апреле 2018
Другие цифры Курс валют:
72,72 (-0,16) 85,20 (-0,28)
24.09.2021

Мнимая безопасность, за которую платят россияне

18.05.2017

«Казалось бы, безопасность в общественном транспорте сейчас на должном уровне...»

Алексей Тузов, эксперт транспортной отрасли: «За 17 лет в России в метро было совершено в общем счете 6 терактов, 4 из них еще до 2005 года. Казалось бы, безопасность в общественном транспорте сейчас на должном уровне, поэтому противоправных действий совершается меньше. Вопросу транспортной безопасности российские власти уделяют достаточно внимания, но часть расходов на ее обеспечение перекладываются на пассажиров. В России средняя стоимость проезда в метро – 30,6 руб., в автобусе – около 20 руб. за билет, в такси – 250 за поездку. Для сравнения, за рубежом цена на билет в метро варьируется от 16 до 255 руб., где самая большая стоимость в более развитых странах – США, Великобритании, Германии, и уровень жизни там на порядок выше – в США средний доход после уплаты налогов на душу населения в 2,5 раза выше, чем в России. Безусловно, в стоимость проезда входят расходы на топливо, зарплата сотрудников, техническое обслуживание, налоги. Но какая сумма от стоимости билета обязательно должна идти в бюджет на обеспечение безопасности пассажира?

Согласно требованиям транспортной безопасности в России во всех метрополитенах установлены рамки стационарных металлодетекторов, на каждой станции размещено от 15 до 30 видеокамер. Чтобы пассажиры вовремя получали важную информацию о происшествиях, в метро ставятся информационные терминалы. Для проверки оставленных вещей в вагонах и на станциях привлекаются службы со специально обученными собаками. Автоматические контрольные пункты, пожарная и охранная сигнализации, эскалаторы тоже являются техническими средствами для достижения безопасности пассажиров. В автобусах система транспортной безопасности ограничивается техническим обслуживанием ТС, наличием тахографов и выполнением некоторых требований водителей.

На обеспечение такой безопасности пассажиров общественного транспорта власти выделяют определенную сумму денег. Например, на установку видеонаблюдения и единой радиоинформационной сети в московском метрополитене было потрачено 1,42 млрд руб., на переоборудование всех станций турникетами - около 1,82 млрд руб., на техническое обслуживание и ремонт вагонов ежегодно уходит по 300 млн руб. На безопасность Петербургского метро за 5 лет было потрачено 1,2 млрд руб. Казалось бы, сотни миллионов тратятся на систему безопасности подземок, вот только стресс-тесты не прошел ни Московский, ни Петербургский метрополитены.

Чтобы понять, насколько сильно власти регионов уделяют внимание транспортной безопасности пассажиров, например, в метро, надо знать, сколько средств из бюджета откладывается на эти цели. В Москве на строительство 1 км ветки уходит около 7 млрд руб. Если учесть, что общая протяженность одной линии в среднем составляет 25 км., то на ее строительство уходит приблизительно 175 млрд руб. То есть, на систему безопасности Московского метрополитена тратится примерно 0,8% от общей стоимости его строительства.

В европейском общественном транспорте безопасность пассажиров обеспечивается не только за счет тахографов, но и других технологических инноваций. В автобусах и трамваях весом от 3,5 тон и количеством мест внутри от 9 шт. устанавливаются ограничители скорости, электронный контроль устойчивости ТС, антиблокировочная система тормозов и т.д. Многие автобусы оснащены отдельными телефонами для связи с аварийными службами. Все водители проходят по 70 часов интенсивного обучения, а при смене места работы или через 3-5 лет отправляются на тренинги по повышению квалификации длительностью 35 часов. Кроме классических мер безопасности, таких как видеонаблюдение и наличие турникетов, в метрополитенах Европы на входе каждой станции имеется по 1-2 сканнера багажа, по 3 многозонных металлодетектора, позволяющих определить не только наличие у пассажира металлического предмета, но и место его расположения. На каждые 25-30 станций метро работает отдельное охранное агентство. То есть для обеспечения безопасности пассажиров в общественном транспорте власти европейских стран не скупятся на новые технологии, ресурсы и время, чтобы достичь максимальной защиты пассажиров.

Безусловно, на Западе тоже выделяются определенные суммы из бюджета на транспортную безопасность. В США на строительство одной линии Вашингтонского метро ушло 188,8 млрд руб., сейчас на ее обслуживание ежегодно тратится по 3,77 млрд руб. На повышение транспортной безопасности пассажиров на Западе власти тоже выделяют определенные суммы, но в несколько раз больше, чем в России. В Лос-Анджелесе, например, на повышение уровня безопасности в местном метрополитене в течение 10 лет будет потрачено дополнительно 37,18 млрд руб, а это почти по 4 млрд руб. в год. За рубежом обеспечение безопасности составляет около 2,1% от строительства одной ветки, т.е. в два раза выше, чем в России. На фоне таких решений, которые принимают власти зарубежных стран для защиты пассажиров от актов незаконного вмешательства в общественном транспорте, кажется, что в России этому вопросу уделяют чуть меньше внимания.

Защита в общественном транспорте в нашей стране все-таки есть. На повышение безопасности в Московском метрополитене ежегодно выделяется в среднем по 67 млн руб. в год. В эту стоимость обычно входит закупка рентгеновских установок для досмотра личных вещей и багажа, рамочных металлодетекторов и их техническое обслуживание и т. д. До 2019 года на систему безопасности в метрополитене Санкт-Петербурга будет выделено около 2,2 млрд руб. Здесь надо заметить, что с 2017 года стоимость одной поездки в Московском метро увеличилась на 7,5%, в Петербургском – на 28,6%. Убрав из этой доли уровень инфляции – 5,4%, повышение стоимости топлива за 2016 год – на 10,4%, рост амортизации, налоги, остается около 2,8% – куда уходит этот процент неизвестно. Вероятно, именно эти 2,8% от стоимости проезда отчисляются в бюджет властей на будущие закупки технических средств, т.е. такой процент пассажиры платят за свою безопасность в общественном транспорте. При этом за последние 17 лет в России в метро было совершено 6 терактов, тогда как во всей Европе только 3. Очевидно, что на Западе применяется больше инновационных технологий, обеспечивающих безопасность пассажиров и позволяющих быстрее выявлять преступников. За счет высокоразвитой экономики в странах Европы и США на эти цели выделяется из бюджета значительно больше средств, чем в  России.»