Цифра дня 17.6% На столько вырос авторынок в апреле 2018
Другие цифры Курс валют:
73,85 (-0,14) 89,66 (+0,03)
18.05.2021

«Перестройка» GM

Автор : Роман Акользин

15.04.2015

«Ещё в середине прошлого лета я неоднократно заявлял, что ситуация грозит разорением множеству дилерских предприятий, по самым пессимистичным подсчётам банкротство может постигнуть 90% автосалонов GM».

По данным аналитического агентства «Автостат», в январе-феврале продажи 13 автобрендов в России упали более чем на 50%, ещё 17 также работают в минус. Рекордсменами падения оказались Honda (-85,6%), Opel (-81,8%) и Peugeot (-81,1%). Одни игроки спешно выводят непопулярные модели, другие реорганизуют дилерскую сеть и прикрывают заводы, а некоторые и вовсе «перестраиваются». Так в марте концерн General Motors шокировал общественность заявлением об уходе с рынка. Показав «Кто есть Ху» отечественному автобизнесу, GM поставил под удар одну из крупнейших дилерских сетей страны.

Был ли уход GM экономически целесообразным шагом, или же он обусловлен заокеанским политическим давлением, станет известно позже, когда «посыплется» дилерская сеть концерна. Сегодня положение Opel и Chevrolet не могут исправить никакие антикризисные предложения. Например, Astra GTC в приличной комплектации реализуется по ценам свыше 1,15 млн рублей, со скидкой машину можно забрать только за миллион.

Разобраться в ситуации непросто. Представительство ограничивается общеизвестными комментариями, а вот руководителям некоторых дилерских сетей была спущена рекомендация не контактировать со СМИ. Однако редакция журнала «Управление автобизнесом» сумела найти эксперта, готового обсудить уход марки с рынка – это Виталий Грошенков, член правления ГК «Автомир», коммерческий директор.

– По Вашему мнению, с чем связан уход Opel и Chevrolet? И чем, помимо кризиса, можно объяснить резкое падение продаж брендов?

– Намечающиеся проблемы были ощутимы уже в прошлом году. GM слишком быстро и сильно поднял стоимость продукции. Когда цены поползли вверх и возникли риски существенного падения продаж, вместо помощи концерн перенёс все потенциальные убытки на дилерскую сетку. В случае с тем же Opel было сильное давление со стороны производителя по ускорению отгрузки автомобилей дилерам. Корпорация высвобождала вложенный капитал за счёт автосалонов, а продавцы оставались один на один с клиентами, возмущёнными новым ценообразованием. Ещё в середине прошлого лета я неоднократно заявлял, что ситуация грозит разорением множеству дилерских предприятий, по самым пессимистичным подсчётам банкротство может постигнуть 90% автосалонов GM. Но тогда мы не могли предвидеть финансовый коллапс в декабре.

После «чёрного вторника» бездействие представительства ещё больше стало напоминать целенаправленную операцию по развалу крупнейшей дилерской сети в России. Скорее всего, это делалось ненамеренно, однако спонтанность решений и недальновидность менеджмента привели нас к подобным результатам: продажи последних месяцев в расчёте на одно дилерское предприятие составили в среднем 1-2 автомобиля Chevrolet и 2 – Opel. Фактически это круглый ноль.

– У GM в пакете каждого автопроизводителя всегда присутствовали мощные «форварды» вроде Cruze и Astra. Почему их продажи не смягчили ситуацию?

– В 2014 году группа GM отметилась самыми высокими стоимостями среди конкурентов практически во всех классах. Первое повышение произошло в феврале прошлого года, но окончательно охладило пыл поклонников июньское подорожание. Затем последовала ценовая чехарда в сентябре, октябре, ноябре, декабре, январе и феврале. За это время стоимость некоторых моделей выросла более чем в полтора раза – до 82%. В конечном итоге ровно настолько же упал спрос.

– Обсуждалась ли с дилерами эта инициатива?

– Дилерские сети не были в курсе намечающихся изменений. Руководители дилерских холдингов и рядовые сотрудники узнали о новости из СМИ.

– Окажет ли концерн помощь дилерам в ребрендинге? Идёт ли речь о компенсациях?

– Представители GM обещают в апреле заняться выверкой, мониторингом, решением проблем с дилерами. Вопрос компенсаций за вложения в дилерскую сеть также остаётся открытым. Ещё пару лет назад это была одна из лидирующих сетей на рынке, по объёмам продаж занимавшая второе место после АвтоВАЗа. Это огромные сервисные парки, крупнейшие дилерские предприятия, тысячи сотрудников, сотни автомобилей, зависших в логистической цепочке. Капитуляция GM не пройдёт также легко, как уход Seat. С испанцами работали около 30 дилеров, инвестиции были скромными. У GM аппетиты совершенно иные – это 284 автосалона (137 Opel и 147 Chevrolet). Два ведущих массовых бренда в связке с Cadillac и некоторыми шоукарами имеют массу запросов и требований по оборудованию, специнструменту, организации СТО, шоу-румов и экспозиций. Последний год дилеры были вынуждены инвестировать существенные средства в ребрендинг автосалонов Opel согласно новой концепции «Black Box». Большинство уже успели «переодеться» и купить новую мебель. У некоторых дилеров новые автосалоны GM находятся на стадии строительства.

– Какое будущее ждёт автомобили и дилерские центры GM? Что произойдёт с торговыми и сервисными площадями Cadillac?

– Opel и массовые модели Chevrolet уйдут с рынка полностью до конца года, останется лишь Cadillac, Chevrolet Camaro и Chevrolet Corvette. Но этот специфичный сегмент вряд ли окажется в фаворе с продажами до 50 машин в год. Таким образом, можно с уверенностью сказать, что в рамках большой дилерской сети вышеуказанные премиум-модели станут сугубо убыточными. Перестраивать шоу-румы трёх брендов под один люксовый финансово нецелесообразно, а значит, существует опасность ухода и для Cadillac. Сложная ситуация на рынке снижает запросы всех автопроизводителей без исключения, поэтому возможно на смену Opel и Chevrolet в ДЦ Cadillac придут другие бренды. Но пока неясно какие, у всех и так перегружена дилерская сетка. По моим подсчётам, падение трафика клиентов в последние два-три месяца составило 60-70% по всем площадкам.

– Что теперь предпримут дилеры?

– Писать петиции и обращения – нет смысла. Если автоконцерн решил уйти, то это решение принималось не за один день и не в России. Что мы получим в качестве компенсаций, будет ли дилерское сообщество решать эти проблемы с правовой позиции  пока непонятно. GM уже организовал группы точечного взаимодействия с каждым дилерским предприятием, я надеюсь, они помогут найти общий язык и взаимовыгодные условия ухода марок. На кону стоит авторитет концерна.

До конца года мы все остаёмся дилерами GM. Машины до сих пор поставляются, их можно купить со скидками. Однако полномасштабной ликвидации стоков пока не объявлено, это произойдёт только в случае банкротства каких-либо ДЦ. Поэтому уже сегодня «Автомир» активно рассматривает вопрос перепрофилирования объектов этой дилерской сети. Среди возможных вариантов наибольший интерес вызывает превращение автосалонов GM в мультиформатные площадки путём «подсаживания» других марок, или же открытие автосалонов, реализующих подержанные автомобили. В краткосрочной перспективе упор будет делаться на продажу запчастей и на сервисное обслуживание, тем более что концерн подтвердил свои гарантийные обязательства. 


Читайте также

Официальная позиция РОАД относительно ухода с рынка Opel и Chevrolet

GM «режет по живому»

Российские дилеры намерены подать иск к GM