Цифра дня 17.6% На столько вырос авторынок в апреле 2018
Другие цифры Курс валют:
73,61 (+0,37) 87,04 (+1,08)
14.08.2020

Изменение потребительского поведения на авторынке в условиях кризиса

17.07.2015

В первом полугодии 2015 года падение рынка легковых автомобилей в России составило порядка 40%. Основной причиной этого, безусловно, является экономическая нестабильность в стране, которая напрямую влияет на поведение покупателей. И это касается не только покупки автомобиля, но и его сервисного обслуживания. В условиях отсутствия уверенности в завтрашнем дне многими людьми движет простое желание сэкономить, в связи с чем можно наблюдать изменение модели поведения покупателей и владельцев автомобилей.

По мнению ряда экспертов автобизнеса, опрошенных аналитическим агентством «Автостат», на поведение покупателей при выборе автомобиля в достаточной мере влияют нынешний кризис, экономическая нестабильность в стране, общий уровень недоверия и опасений людей. Цена автомобиля с учетом оснащения, привлекательные финансовые инструменты приобретения и короткий срок поставки становятся все более определяющими критериями. В части сервисного обслуживания автомобиля поведение владельцев также изменилось. Так, сотрудники СТО в официальных дилерских центрах уже фиксируют серьезный отток клиентов, в том числе и гарантийных автомобилей.

изменение поведения потребителей на авторынке россии

поведение потребителей
Автомобиль – не роскошь

Эксперты отмечают, что в настоящее время изменилась структура распределения расходов: покупка автомобиля, как предмета роскоши, а не первой необходимости, ушла на второй план. 

Высокие ставки по автокредитам и страховым продуктам сделали покупку автомобиля для многих более дорогой и менее доступной. 

А рост безработицы и высокие темпы инфляции привели к значительному снижению покупательской активности, что самым негативным образом сказалось на автомобильном сегменте…

Больше смотрят и меньше покупают

Наряду с этим к процессу выбора и покупки автомобиля люди стали подходить более основательно. Они теперь тщательнее собирают информацию о предложениях на рынке, сравнивают и анализируют ее. Сегодня покупатели демонстрируют большую степень вовлеченности в процесс выбора автомобиля. Так, сбор информации по интересующему автомобилю производится из нескольких источников…

Важнее цена, а не бренд

Покупатели хотят получить большее за меньшие деньги, при этом важна и выгода при покупке (скидки, подарки). Все чаще они прикрываются кризисом, требуя скидки на автомобиль, тем самым «выкручивая руки» продавцам. Выбирая автомобиль, клиент в большей степени смотрит на действующие ценовые предложения, нежели на марку…

Принципы меняются

Поведение покупателей заметно изменилось и в том плане, что выбор автомобиля в большинстве случаев происходит не по принципу «что бы мне хотелось», а по принципу «что я могу». Фокус покупателей сместился в более низкие сегменты, т.е. из премиального в средний, из среднего в бюджетный, а в бюджетном сегменте люди либо вовсе отказываются от покупки, либо рассматривают приобретение автомобиля с пробегом…

Сроки поставок сокращаются

А вот те люди, что имеют возможность купить автомобиль, не готовы долго его ждать (заказ на поставку почти не рассматривается), потому как неизвестно, что будет с ценой на автомобиль, условно говоря, через 3 – 6 месяцев. В связи с общей нестабильностью экономической ситуации, когда велики валютные риски, покупатели стараются сократить разрыв во времени между заказом или оплатой автомобиля и его получением, в идеале стараясь выбрать автомобиль со склада.

Дополнительные факторы

Также эксперты обращают внимание на тот факт, что при выборе автомобиля, помимо его цены, клиенты учитывают и ряд других факторов. К примеру, немаловажное значение для них имеют будущие эксплуатационные расходы (стоимость владения автомобилем). В нынешних кризисных условиях покупатели выбирают практичность, поэтому такой критерий как «цена/качество» становится как нельзя более актуальным.

На сервисе тоже экономят

Тренд экономии наблюдается и в сервисном обслуживании автомобилей, когда на первый план, по оценке экспертов, тоже выходят вопрос цены и финансовые возможности клиента. При этом поведение автовладельцев меняется в сторону массового отказа от обслуживания у официальных дилеров даже в гарантийный период, не говоря уже о постгарантийном. В настоящее время люди просто не хотят переплачивать за обслуживание у «официалов», когда имеется альтернатива в виде неавторизованного сервиса.

Клиенты недовольны

Зачастую потребители сталкивались с недобросовестным отношением к ремонту своего автомобиля, поэтому все большее их число предпочитает обслуживаться в цивилизованных, но неофициальных сервисах, даже несмотря на потерю гарантии. Отмечается также, что клиент стал «жестче» реагировать на рекомендации, избегая дополнительных работ или оттягивая их до последнего.

Свои «расходники» и «неоригиналы»

Автовладельцы все больше стараются оптимизировать расходы на обслуживание автомобилей. К примеру, еще одним трендом, который особенно усиливается в кризис, следует считать использование ими собственных расходных материалов и запасных частей, с которыми они приезжают к дилерам для прохождения технического обслуживания и ремонта автомобилей. Все-таки для многих из них это является реальной возможностью сэкономить, особенно для владельцев автомобилей массового сегмента.

Потребительский экстремизм

Эксперты, опрошенные агентством «Автостат», отмечают и тот факт, что при гарантийном обслуживании все чаще имеет место так называемый потребительский экстремизм, т.е. когда любую техническую проблему автовладельцы готовы выдать за гарантийный случай. Например, выросло количество клиентов, пытающихся сделать ремонт за счет гарантии, даже когда это заведомо не гарантийный случай.

Как видно, в основе смены поведения покупателей и владельцев автомобилей в текущий кризисный период лежит простое желание сэкономить. При этом данный тренд будет оказывать свое влияние до тех пор, пока экономическая ситуация в стране не изменится в лучшую сторону. Поэтому производителям и дилерам придется кардинально пересматривать свою ценовую политику и все чаще прибегать к стимулирующим мерам, чтобы не потерять клиентов.



Источник: Автостат