Цифра дня 17.6% На столько вырос авторынок в апреле 2018
Другие цифры Курс валют:
79,33 (+0,46) 92,63 (+0,03)
31.10.2020

Миссия – мода и польза

Автор : Светлана Мун

26.03.2015

Если мы зададим поиск в интернете на тему: «Как выжить в кризис?», множество рекомендаций будут включать советы «сократить то, что можно сократить»,  «увеличить цены», «укрепить отношения»… и т. п. Это аналитика, экономика, по сути  - физика и никакой лирики.

Собственники и руководители, конечно, будут структурировать и упорядочивать свои компании, искать ресурсы и резервы, в первую очередь финансовые и экономические. И это благоразумно, а вот когда первый шторм пройдёт – можно задуматься, как сохранить и приумножить оставшееся.

Предлагаю обратить внимание на один из самых ценных ресурсов развития, о котором забывают в наш прагматический и рациональный век – это Миссия и Ценности компании.

Скептик : « Это не для нас! Это для иностранных компаний!»

Иностранные компании, активно использующие миссию, демонстрируют удивительную стабильность многие годы, переживая не один кризис. Корпоративная философия  крепкий фундамент таких успешных компаний как Panasonic, IBM, TOYOTA и многих других. Что же такое миссия?

Миссия – это философия бизнеса, сверхидея, сверхзадача, то, ради чего стоит жить и творить.

Миссия задаёт высокую цель. Она отражает идеал  не то, что будет, а то, что должно быть; задаёт уровень в виде идеи-предназначения, которая должна стать в коллективе основой убеждённости и веры.

Миссия мобилизует коллектив. Задаёт горизонт, выводит яркую цель. У коллектива появляется общий смысл  каждый сотрудник ощущает сопричастность общему делу. Из разрозненной массы персонал превращается в единомышленников с осознанной целью, мобилизуется на достижение поставленных целей.

Скептик: « Теория! А как мне сформулировать миссию?»

Для этого надо ответить на вопросы:

1. Кто мы?
2. Что мы делаем и для кого?
3. Какие ценности нас объединяют?
4. В чём наша уникальность, позволяющая реализовать предназначение?

Одну из наиболее точных формул миссии даёт X. Виссема:

«Миссия компании = Образ + Кредо».

Согласно этой формуле, миссия представляет собой сочетание образа компании и её кредо*.


Образ формирует облик компании в представлении окружающих. Его основу составляют: репутация компании на рынке в настоящее время; имидж, который компания хочет обеспечить во внешнем мире в будущем.

Основное назначение образа заключается в ответе на вопросы: «Кто мы?» и «Что мы делаем и для кого?». А также, в какой отрасли, какие основные товары и услуги, целевая аудитория и потребительские группы.

Кредо выражает концептуальную позицию организации в стратегическом направлении, а также основные убеждения и ценности. Кредо отвечает на вопросы:

К чему стремится организация?
Каковы ценности, которые нас объединяют?
В чём наша уникальность, позволяющая реализовать наше предназначение?

Основной акцент здесь делается на философию, систему ценностей, основу конкурентоспособности, внутреннюю культуру организации. Т. е, на всё то, что делает организацию уникальной, отличной от аналогов на рынке.

Образ компании формируется здесь из амбициозной цели – стать одной из лучших финансовых компаний мира. Чётко обозначены сфера деятельности, основные заинтересованные группы клиенты, персонал, команда».

Кредо включает: основу конкурентоспособности  «уверенность и надёжность… жизнь лучше, помогая реализовывать устремления и мечты», и внутреннюю концепцию  «развитие через достижение высоких целей командой единомышленников и одновременно личных и профессиональных целей».

Образ формируется как: «стать ведущей мировой компанией». Чётко обозначена сфера деятельности: «производство автомобильных товаров и услуг», основные заинтересованные группы  «клиенты, персонал, общество».

Кредо включает: основу конкурентоспособности через «предоставление товаров и услуг высочайшего качества», и внутреннюю концепцию  «действовать на благо страны, общества, клиентов».

По объёму целесообразно изложить миссию в рамках 25-40 слов, которые можно разбить на два простых предложения или составить из них одно сложноподчинённое. Например, шаблон миссии компании по продаже хайтек-товаров массовому потребителю по книге Джеффри А.Мур «Преодоление пропасти» выглядит так:

Скептик : «Кто это сделает?»

Специалисты рекомендуют формулировать миссию «снизу», при помощи фасилитации в группах. Можно организовать общее обсуждение в режиме мозгового штурма, это будет одновременно мотивирующим и объединяющим мероприятием. Затем топ-менеджмент компании может собрать яркие и интересные варианты и выбрать или сформулировать окончательную версию миссии.

Чаще миссия формулируется «сверху», первым лицом или лицами компании, и «спускается» работникам. В этом случае многое зависит от отдела персонала и HR-процессов, внутреннего PR и корпоративной культуры. Тут обязательно надо вести просветительскую работу, она должна быть регулярной.

Автору кажется совершенно бесполезно привлекать внешних специалистов для формулирования миссии, инородный, «имплантированный» продукт не может быть одухотворен внутренней энергией компании. Консалтинговые специалисты могут быть полезны как организаторы и модераторы процессов с участием коллектива.

Скептик : «Как проверить, правильно ли сформулирована миссия?»

Миссия не должна быть перегружена терминами. Видение, цели, задачи, политика, принципы, философия, стратегия – это темы отдельных документов компании. И, конечно, миссия не должна содержать затёртых, общих фраз, например, «всемерное повышение эффективности», «улучшение качества», «взаимовыгодное сотрудничество» и др.

Миссия как яркий образ, картинка ключевых особенностей и преимуществ компании должна стать живым и вдохновляющим манифестом компании.

Скептик: « Миссия не работает!»

А как обычно используют этот модный инструмент? В лучшем случае отдел маркетинга формулирует миссию, оформляет в красивой рамочке и вывешивает на стенку и на сайт.

Есть миссия? Есть!
Работает? Нет!

Решение простое – с одной стороны, чтобы миссия компании стала животворящей идеей, надо, чтобы каждый сотрудник знал и понимал смысл миссии и на самом деле проникся ею!

С другой стороны, миссия должна быть неразрывно связана с видением, ценностями и стратегией компании, она не может жить своей жизнью. Она работает только как часть системы.

В 2012 году во время тренинга для тренеров в Японии автор имел возможность посетить 10 компаний из разных отраслей – от транснациональных корпораций Sumitomo, Panasonic,Toyota до сравнительно небольших, известных только в Японии фирм. И что поразило: неизменно гостю, прежде всего, рассказывали о предназначении компании, философии и ценностях, которые изучаются сотрудниками и являются основой устойчивости. Например, в компании Panasonic изучение корпоративной философии проходит в учебном центре в течение 2-х месяцев. Там подробно изучают историю, философию компании, основополагающие принципы.

Скептик: «Так это японцы!»

Опыт автора позволяет заявить: коллективизм и человечность японских компаний, внимание к ценностям сродни знакомой каждому из нас и унаследованной осознанно или подсознательно советской идеологии – в её позитивном смысле. Конечно, надо отметить, что культивирование коллективных ценностей имеет в Японии более длительную традицию.

Автору известны успешные компании и на российском рынке, где миссия действительно работает. Но, чтобы она работала, изучение начинается с самого начала, с WELKOM-тренинга, и продолжается постоянно – вдумчиво, регулярно и обязательно с обратной связью.



Скептик: «Миссия готова. Как происходит внедрение?»

Зачастую руководители, сформулировав миссию и видение, считают эту часть стратегии бизнеса отдельным блоком. И сразу переходят к планам, задачам, не увязывая долгосрочные цели с только что сформулированной миссией.

На самом деле в соответствии с миссией необходимо установить цели долгосрочного периода, которые её поддерживают. К достижению каждой из целей может вести несколько стратегий. Каждая из них имеет свой план действий. Так обеспечивается вертикаль принятия взаимоувязанных решений.

Например, в основанной Нортоном и Капланом ССП (сбалансированной системе показателей), компонентами  ядром и сердцевиной - являются миссия, основные ценности, видение будущего и стратегия организации:

миссия – почему существует организация;
ценности – руководящие принципы деятельности организации;
видение – словесная картина будущего;
стратегия – отличительные мероприятия для создания конкурентного преимущества.

Система переводит миссию, ценности, видение и стратегию в цели и показатели:

Цели – краткие утверждения, описывающие конкретные действия, которые следует хорошо выполнить, чтобы реализовать стратегию.

Показатели  индикаторы состояния каждой составляющей, выраженные количественно. Для них определены: текущее значение, нормы, целевые значения, а также инициативы, то есть способы их достижения.

Скептик: « Это теория, и не все же будут внедрять ССП…»

Приведём простой пример формулирования целей для поддержания элементов миссии:


Этот пример демонстрирует, как наши текущие задачи могут укреплять выполнение миссии и наоборот, миссия определяет цели и задачи.

Итак, миссия компании – это, с одной стороны, высокая цель на горизонте, с другой  вдохновляющий энергетик в коллективе, который подпитывает силы и поднимает дух. Являясь основой нематериальных ценностей и корпоративной культуры, миссия способна зажечь в компании огонь обновления и развития.

«Сильная» культура самоценна для организации. Цели и внешние условия могут меняться, но организация не разрушается и движется вперёд за счёт того, что люди действуют, движимые неосязаемыми ценностями и стандартами человеческих отношений. Такие компании в условиях нестабильной экономики внушают доверие и оказываются более надёжными и устойчивыми.


Скептик : «…всё же стоит пересмотреть Миссию и Корпоративный кодекс!»