Цифра дня 17.6% На столько вырос авторынок в апреле 2018
Другие цифры Курс валют:
73,01 (+0,28) 85,68 (+0,48)
25.09.2021

Актуальный вопрос. Параллельный импорт-2

Автор : Сергей Домущий

08.07.2015

Уже в ближайшие дни Правительство России может утвердить список товаров, на которые распространится схема так называемого параллельного импорта. В их число попадают и автозапчасти. Эксперты сомневаются в правильности решения.

Напомним, что суть «параллельного импорта» в том, что импортер ввозит в страну товар без согласования с официальным производителем и не имея статуса официального дистрибутора, приобретя его в третьей стране. В мировой практике существуют два основных принципа исчерпания (ограничения) исключительных прав правообладателей: национальный и международный.

Согласно национальному (территориальному) принципу исчерпания прав, который действует в РФ, исключительные права правообладателя на товарный знак признаются исчерпанными только при введении соответствующего товара в оборот внутри данного государства. Даже если товар неоднократно перепродавался за рубежом, его ввоз в страну, в которой действует подход исчерпания права по национальному принципу, возможен только с разрешения владельца товарного знака.

В соответствии с международным принципом исчерпания прав, который применяется в Китае и некоторых других странах, правообладатель, продав товар в любой стране, теряет право указывать новым собственникам, как распоряжаться в дальнейшем этим товаром. Новый собственник вправе по своему усмотрению перемещать товар через границы, вводить его в гражданский оборот на территории других стран и пр.

Региональный подход к исчерпанию прав предусматривает, что введение товаров в оборот на территории одного региона (например, в любой из стран ЕС) влечет исчерпание прав в отношении последующей продажи таких товаров в любую из стран союза. Кроме того, в отношении ввозимых в Европейский союз оригинальных товаров не используются меры таможенного реагирования, применяемые при защите товарных знаков.

На практике по схеме параллельного импорта ввозились и продолжают ввозиться в РФ запасные части для автомобилей из Китая и Арабских Эмиратов. Зачастую ценник на них выглядит привлекательнее, нежели на запчасти, закупленные у европейских дистрибуторов. С 2002 года параллельный импорт официально был запрещен и импортировать товар может только обладатель торговой марки, либо его официальный представитель.

Пытаясь реагировать на кризисные явления в экономике, премьер-министр Дмитрий Медведев поддержал легализацию импорта в обход официальных каналов дистрибуции. Помимо автозапчастей, в число товаров допущенных к параллельному импорту также попадут и запчасти к авиатехнике.

В качестве обоснования идеи легализации ее сторонники называют критическую ситуацию в российской экономике в целом, и автопроме в частности. По их утверждениям, интересы личной выгоды брендов сейчас уступают перед необходимостью спасать рынок и отрасль, уничтожая монополию крупнооптовых дистрибуторов и диктат брендов. Главный адвокат параллельного импорта – Федеральная антимонопольная служба, которая уверена, что эта мера обеспечит снижение цен и будет благотворна для рынка. Согласно статистике ФТС, в 2014 г. в Россию было ввезено автозапчастей на сумму $7,8 млрд при общем объеме рынка автозапчастей в России – примерно $21 млрд.

По данным ведомства, в то время как официальные дистрибуторы в 2013 г. продавали запчасти определенной группы по цене 62 000–110 000 руб., независимые импортеры предлагали те же товары за 40 000 руб.

В правительстве один из главных симпатизантов параллельного импорта – вице-премьер Игорь Шувалов. Как заявили изданию Gazeta.ru в его секретариате, «лекарства, медизделия и автозапчасти – это чувствительная для граждан номенклатура товара, за счет легализации параллельного импорта можно будет снизить стоимость этих товаров, по некоторым позициям – в несколько раз. Оригинальные товары для людей не должны поступать в Россию по монопольно высоким ценам. Их цена не должна отличаться от цен в других странах. У правительства нет опасений, что параллельный импорт приведет к наводнению рынка контрафактной или некачественной продукцией. Наоборот, увеличится сегмент оригинальных, брендовых товаров. Истории про рост контрафакта и подделок – это предсказуемая «страшилка». Но имейте в виду, что товар, произведенный за рубежом, как правило, также продается в других странах, где параллельный импорт разрешен, он также сертифицируется, также проходит проверочные процедуры».

Как заявил замглавы ФАС Андрей Кашеваров, «по некоторым позициям цены могут снизиться не просто на десятки процентов, а в разы». Так, по данным Евразийской экономической комиссии, цены на запчасти многих марок автомобилей могут снизиться в цене на 60–80%, автокресла могут подешеветь на 50%.

Некоторые представители автомобильных дилеров согласны с аргументами ФАС и правительства и также считают, что параллельный импорт снизит цены на запчасти, которые сейчас дорожают каждый месяц. Параллельный же импорт же приведет к росту конкуренции и поможет снизить цены.

Впрочем, не все согласны с прогнозом о снижении цен и с мнением, что подобная деятельность пойдет на пользу российской автосервисной отрасли и конечному потребителю-автомобилисту. По мнению главы фирмы-поставщика автокомпонентов и оборудования для автосервисов «Группа компаний БЕРГ» Дмитрия Кондратьева, легализация параллельного импорта не окажет существенного влияния на цены на запчасти и не приведет к сколь бы то ни было заметному их снижению. Аналогичной точки зрения придерживаются и аналитики ГФК-Русь.

Что же до влияния на отрасль, то в неофициальных разговорах многие ее представители называют решение правительства Медведева катастрофой для только начавшего «оцивилизовываться» рынка автозапчастей.

По словам одного из наших собеседников, близкого к сфере оптовой торговли автокомпонентами, «в представительствах крупных брендов, годами налаживавших здесь дистрибуторскую сеть, не в восторге от этого решения».

В то время как в правительстве надеются, что легализация поможет снизить стоимость товаров, многие предприниматели уверены, что параллельный импорт приведет к сокращению их выручки на 19%.

Согласны с такой оценкой и эксперты. Так, директор ИД «Автомобильное время» Марина Белоглядова считает, что легализация окажет скорее негативное влияние на отрасль. Для автобизнеса узаконивание или, как это называется в правительстве, либерализация «параллельного импорта» не сулит ничего, кроме отрицательных последствий. Для экономики в целом, из-за работы по «серым» схемам поставок, параллельный импорт выльется в минус по налогам и сборам. Главная же беда – рост контрафакта во всех сегментах рынка, вплоть до 70% в отдельных товарных группах. Для представительств и оптовых компаний либерализация импорта означает потерю определенной доли рынка, крушение четко выстроенной дистрибьюторской сети, уничтожение рабочих мест, невозможность реагирования и регулирования вопросов по рекламациям, контрафакту и недобросовестной конкуренции в товаропроводящую цепи.

Что же до выгоды для потребителя, то, казалось бы, с вводом параллельного импорта должны упасть цены, но качественные мировые бренды опустить их не смогут. Слишком существенную часть стоимости продукта составляют затраты на НИОКР, сертификацию, контроль качества, производство, брендинг. Поэтому низкие цены будут или на подделки, или на низкокачественную продукцию. Претензии по качеству предъявить окажется просто некому, никто (начиная от таможни и заканчивая СТО или магазином) оперативно на ситуации реагировать не будет, так как система официального дилерства/дистрибьюторства будет нарушена. Если на данный момент есть система «производитель-представительство-дилер-дистрибьюторы-магазины/СТО», то с вводом «параллельного импорта» мы вернемся в конец 80-х и получим бизнес по схеме «привезли-слили-продали» и «после нас хоть потоп» – никто не будет ввязываться в игру с долгосрочной перспективой, в которую входит продвижение бренда, качественная техническая поддержка, обучение мастеров СТО и продавцов розничных магазинов, четкая работа с рекламациями, отслеживание и борьба с подделками.

Аналогичной точки зрения придерживается и Ассоциация европейского бизнеса (АЕБ). В организации серьезно обеспокоены возобновившейся дискуссией относительно легализации «параллельного импорта» и заявили, что не поддерживают ее ни в виде пилотного проекта, ни в виде законодательно разрешенной бизнес-практики. Как заявил генеральный директор АЕБ Франк Шауфф, его организация считает, что «либерализация параллельного импорта может плохо отразиться на инвестициях и не будет способствовать реализации политики импортозамещения».

Впрочем, звучат и иные мнения, особенно когда речь идет о взаимоотношениях автомобильных дилеров и конечных пользователей – автомобилистов. Так, по мнению главного редактора портала AMSRUS Сергея Асланяна, проблема с рынком запчастей представляет собой последствия долговременной «войны» представительств брендов автопроизводителей и против своих же дилеров, в ходе которой представительства всячески вынуждали дилеров отказываться от исполнения законов РФ, избегая гарантийных обязательств, уклоняясь от выполнения закона «О защите прав потребителей», лишили дилеров права самостоятельно приобретать и реализовывать товар, вынуждая пользоваться посредническими услугами по невероятным расценкам и противодействуя любым альтернативным поставкам путем инициирования в судах процессов с целью «запретить частным предпринимателям и физическим лицам бесплатно брать в руки запчасть с логотипом правообладателя».

По мнению Сергея Асланяна, все это привело к ситуации, когда любая запчасть обходится конечному пользователю «в три конца», а на рынке царит ценовой диктат, исключающий попытки людей самостоятельно обслуживать свои автомобили, лишая возможности получения запчастей и услуг вне дилерских центров. Как считает главред AMSRUS, случившееся в результате кризиса массовое перераспределение потребительского потока оказало давление на сопутствующий рынок запчастей: «Несколько частных поставщиков, умело отразивших атаки официальных правообладателей, нарастили поставки и тем самым сильно осложнили финансовые показатели брендов и дилеров, имеющих право пользоваться только официальными запчастями с централизованного склада представительств. И в этой ситуации ФАС, ничего не добившаяся всеми предыдущими потугами и потратившая пять лет впустую и инициировала в голове Дмитрия Медведева мысль о легализации параллельного импорта. В результате легализации монополизм и ценовой диктат, жестоко выстроенный представительствами за двадцать лет, может рухнуть, освободив рынок новым игрокам. Для потребителей это означает снижение цен на запчасти, для дилеров это подарок судьбы и шанс на выживание, а для представительств это «публичное доказательство их подлой политики, недобросовестной конкуренции, нечестного предпринимательства, и сокращение доходов».

Стоит отметить, что обеспокоенность предстоящей легализацией параллельного импорта высказали и представители других областей бизнеса. Так, в распоряжении газеты «Ведомости» оказалась копия письма, направленного руководителями российских фармацевтических объединений премьер-министру России Дмитрию Медведеву 17 июня с просьбой отказаться от идеи легализации параллельного импорта лекарств. По мнению авторов письма, «не существует экономических расчетов, обосновывающих позитивное влияние на рынок либерализации параллельного импорта». Зато есть большой риск, что на рынок попадут некачественные препараты и инвестиционная привлекательность фармацевтической отрасли снизится.

Под письмом стоят подписи руководителей Союза профессиональных фармацевтических организаций (СПФО), Ассоциации международных фармацевтических производителей (AIPM), Национальной фармацевтической палаты и Всероссийского союза общественных объединений пациентов. 

Читайте также

Сергей Бескоровайный: «Я не вижу плюсов от ввода параллельного импорта для рынка постгарантийного обслуживания автомобилей».

В России треть автозапчастей – подделки