Цифра дня 17.6% На столько вырос авторынок в апреле 2018
Другие цифры Курс валют:
62,55 (+0,00) 69,86 (+0,00)
15.12.2019

Гибридный бизнес

20.07.2015

Одной точки опоры для стабильного бизнеса – это все-таки мало...

гибридный автобизнесУжесточение условий ведения бизнеса в нынешний кризис затронуло все сферы авторынка. Поиск точек роста идет постоянно, но, как представляется автору этих строк, сам такой поиск не слишком конструктивен. Кризис 2008 года показал уже, насколько спорны и малоэффективные временные решения.

Экстренное стимулирование «активных точек » и вложения в какие-то проекты для мгновенного, краткосрочного поддержания бизнеса уже делались тогда и позже, но принесли вовсе не те плоды, каких ждали.

Именно потому и хочется уделить место системным и более сложным, но и более долгосрочным решениям. Их мы и назвали гибридным бизнесом.

Все мы помним, как автодилеры в 2008-2009 году при любой возможности говорили о росте эффективности, о балансе отделов продаж и сервиса, о развитии новых направлений для стабилизации ситуации… И как вся эта риторика, а равно и сопутствующая ей деловая активность, сошли на нет к 2010 году – едва продажи вернулись на приемлемый уровень.

Но в кризис 2008-2009 года компании, независимо от масштаба бизнеса, входили с иными возможностями для маневра. Позади были сытые годы, запас ресурсов позволял делать ошибки и принимать спорные решения – до какого-то предела.

Сейчас нет запаса прочности и нет финансовой подушки безопасности. Поэтому принимать решения, чтобы просто выжить, сегодня становится невозможно: за них придется расплачиваться завтра, когда кризис еще и не подумает заканчиваться.

Гибридный бизнес – это понятие озвучил и снабдил определением Николай Янковский, выступая на традиционной встрече специалистов по продаже автомобилей вторичного рынка (уже нельзя называть эту тему трейд-ин, ведь она стала куда шире). Гибридный бизнес – это не временный спасательный круг, позволяющий тому, кто не умеет или не может плавать, как-нибудь продержаться до прибытия спасателей. Спасателей на нашем бизнес-пляже, увы, нет. И буйки на глубинах не расставлены. Поэтому, в лучших традициях классики, гибридный бизнес – это способ спастись собственными силами.

Очевидно, что борьба двух тенденций – специализации и универсальность – идет постоянно. Наиболее эффективен и максимально «заточен» под клиента и его потребности специализированный бизнес. В этом случае вы – эксперт в узком сегменте рынка, у вас проверенные каналы поставок, наилучшие бизнес-процессы и логистика, профессиональное оборудование и специалисты с опытом. Но, имея такие возможности в одном узком сегменте, вы окажетесь в беде, как только клиент потеряет интерес к данному продукту или услуге – из-за потребительского пессимизма или по причине сжатия иного рынка, даже не смежного с вашим. Так продажи новых авто и установка сигнализаций независимыми СТО – это даже не смежные сегменты, но как второй зависим от первого!

Универсальность – тоже не панацея. Вы можете предложить полный спектр возможностей по услугам и продуктам, но все ваши предложения – это супермаркет, а никак не бутик. И значит, за острыми впечатлениями и «вау»-позитивом клиент отправится туда – в нишевый бизнес.

Гибридность позволяет в наилучшем и успешном случае сочетать сильные стороны двух подходов. И потому она как правило базируется даже не на выборе ниши или продукта, на выборе партнера.

Все интересные продукты и проекты, приведённые далее как примеры возможной гибридизации бизнеса, все без исключения, предполагают работу в новом сегменте рынка с нуля – но при наличии рядом опытного тренера. Того, кто научит вас плавать – и при этом, конечно, в чем-то вас ограничит.

Гибридность очень тесно и плотно связана с сетевыми форматами работы. Просто потому, что нельзя входить в совершенно незнакомый бизнес вслепую сейчас, когда нет финансового запаса и риски высоки. О сетях и о тех предложениях, которые они сейчас формулируют для бизнеса очень подробно рассказано в свежем номере журнала «Кузов» (№50), входящего в наш издательский дом. Так что можно сказать, мы на себе опробовали формат гибридности в подаче информации, надеясь на сочетание узкоспециальной подачи – и общего обзора возможностей.

Здесь, в фокусе этого номера «Управления Автобизнесом» мы не даем подборку готовых сетевых решений для расширения бизнеса. Мы предлагаем мнения экспертов и практиков о том, как оптимально сочетать разные форматы и где такое сочетание необходимо для выживания, а также где оно уже работает и дает хорошие результаты.