Цифра дня 17.6% На столько вырос авторынок в апреле 2018
Другие цифры Курс валют:
61,53 (+0,00) 68,54 (+0,00)
20.01.2020

Объединения: притяжение и отторжение

Автор : Оксана Демченко

28.01.2016

Для большинства рынков, и даже для ряда отраслей в России, вопрос: «выживать одному или стартовать в рамках готовой сетевой концепции?» - это обязательный  пункт для обдумывания при начале или переформатировании бизнеса. Однако для большинства участников автобизнеса, и особенно авторемонтного его сегмента, такой вопрос долго был вне повестки дня.

Все аргументы «за» объединение вроде бы много раз приводились и не вызывают в теории никаких возражений. Наш журнал тоже высказывался по теме, а эксперты «Управления автобизнесом» снова и снова советовали присмотреться к сетям и видеть за ними будущее.

Планируя финальный номер 2015 года, мы не случайно обратились к этой теме, в общем-то старой, как сам рынок. Кризис вынуждает искать новые способы выживания, а хочется ведь ещё и расти. Кризис учит нас видеть в рисках  возможности. Так почему бы именно теперь заново не взглянуть на тему объединений? Это очень своевременно.

И тут хочется сразу выделить как минимум два формата: некоммерческий и коммерческий. Объединяться можно и нужно в ассоциации и союзы, чтобы наконец-то начать отстаивать свои интересы и для начала хотя бы осознать их, найти реальную общность проблем, настоящие болевые точки отрасли,  а это можно сделать только в постоянном общении единомышленников. Как это уже делают автомобильные дилеры, и формат ассоциации РОАД показывает свою успешность в отстаивании интересов перед дистрибьюторами, отраслевыми ведомствами, властями на местах и даже на уровне правительства.

Объединяться на уровне коммерческом… Вот тут всё особенно трудно и «запущенно».

У автора этих строк есть внутреннее субъективное ощущение, что неприятие сетей в сознании и подсознании российского бизнесмена (и просто жителя) буквально каленым железом выжжено по итогам эпохи «строительства пирамид» и «герболайфизации» всей страны в 90-х. Тогда всем нам советовали стать «не инвесторами, а партнёрами». И отличить реальные обещания от лжи было порой невозможно. К этому стоит добавить специфику нашего рынка, где хозяину надо всегда присутствовать в своём бизнесе, чтобы он не терял темпов и направления развития, чтобы его не подкосили внутренние проблемы даже вне периода кризисов. Наконец, есть и фактор отсутствия единой, принятой культуры и традиции ведения бизнеса, так что каждый сам решает, как именно выживать и расти, и чужой опыт не всегда принимает, тем более, если он вытесняет привычное.

Наконец, само понятие «сеть» – спасибо Пушкину – многих наводит на ассоциацию с той самой сказкой, где любые головокружительные сиюминутные успехи в финале приводили к разбитому корыту…

Однако именно сейчас, есть такое ощущение, сети утрачивают криминально-сказочный контекст родом из 90-х.

Когда мы окончательно определились с темой номера и начали опрашивать компании и бренды, создавшие и продвигающие те или иные форматы объединения, мы обнаружили один очень интересный, как нам кажется, признак перемен.

Исходно вопрос: «Продолжает ли работать  в вашей сети (вашем объединении) участник, который пришёл первым или в первую волну набора?» нам казался лишним. Мы не ждали, что на него ответят многие, а умолчание хотя бы 2/3 опрошенных по сути сняло бы сам вопрос.

Но,  к нашему удивлению, не скроем – радостному,  ответ нашёлся почти у всех. И это был обычно прямой и конкретный ответ: с указанием компании или хотя бы города, года вступления. И почти все отмечали: да, наш «первенец»  жив и продолжает расти в дружной семье.

Именно умение сберечь отношения на протяжении длительного времени, умение помнить о своих партнёрах – это для нас стало знаком того, что современные сети являются серьёзными, взаимовыгодными деловыми проектами. Вы можете войти в такой проект и постепенно осознать: да, этот формат мне некомфортен. Однако речи не идёт о разбитом корыте и откровенно ложных обещаниях с целью изъятия финансов и активов – базы клиентов, помещения, персонала, бизнеса в целом.

Современные сети в России уже существуют и занимают определённую нишу на рынке. Они весьма многообразны и в большинстве своём успешны, заметны на локальном, региональном или федеральном уровне. Мы привели в таблице лишь федеральные и глобальные проекты. Однако есть и интересные региональные проекты и сети-«матрёшки», когда несколько СТО единого формата (одного владельца) вступают в сеть и формируют в ней нечто вроде «сети в сети».

Кроме того, современные сети дают возможность выбора. Что вам интересно? Поставка запчастей и оборудования, ПО и бизнес-процессы, настройка и контроль клиентского трафика, жёсткое или свободное ценообразование, возможность сохранить свой бренд или право на единый сетевой лого с частичным обезличиванием бизнеса и лёгким его масштабированием – всё это уже есть в предложениях, выбирайте.

Сеть сегодня – это сильный и интересный инструмент для бизнеса. Иногда кроме того участие в сети – по сути единственный способ эффективно инвестировать и расширяться. Наконец, это бесценный опыт: ведь одиночный автоцентр просто не имеет доступа к ресурсам информации, аналитики, обучения, аудита и просто «клубности» коллег-профессионалов. Всё это стоит примерить на себя и оценить лично.

Сети  - не просто возможность, хочется сказать и это. Сети – ещё и угроза. Если сейчас одиночки не замечают ещё того, как клиенты воспринимают сети, если не видят пока ту долю, которую сети «отъедают» от их ремресурса – такое положение дел не навсегда. Сети активно растут, взгляните на таблицу и оцените их динамику в этот кризисный год!
И в завершение.

На рынке есть только одна настоящая, не сказочная, порода «золотой рыбки», исполняющей желания. Это – клиент. Если вы не разочаруете его, он не оставит вас у разбитого корыта.

Александр Казаченко, эксперт журнала: «Как это ни печально, первое поколение некоммерческих объединений в России оказалось нежизнеспособно и либо прекратило фактическую работу, либо агонизирует. Причина в самом подходе к делу: в попытках решить некие проблемы отрасли, зачастую сформулированные без учета мнения большинства практиков бизнеса – административными методами. Такие подходы могут оказать позитивное действие, но лишь в одном случае: если отрасль нуждается именно в таких шагах или общих правилах, понимает их и поддерживает. В противном случае всё вырождается в пустую бюрократию.

Вторая волна объединений (или реформа исходных альянсов) дала куда лучшие результаты. В моем понимании это очевидно: если компании делают определенные взносы, они готовы платить не за бренд, а за реальные услуги.  Так существует и растет современная ассоциация РОАД. Такой должна быть АСА. По тому же принципу: оплата за реальные услуги, а не имя или обещание – работают и современные успешные коммерческие альянсы. 

АСА – объединение некоммерческое, работающее в первую очередь для сегмента независимых автоцентров. Чтобы быть воспринятым рынком массово и заинтересованно, ассоциация должна также предоставить реальные услуги, действительно ценную и ощутимую помощь бизнесу. Так, в ближайшее время польза будет состоять в подключении к поставке запчастей и помощи в работе по ОСАГО».