26.10.2016
«Мастерам-приемщикам нужно давать в руки дополнительные возможности...»
Внутренний ресурс – ЛКМ и расходные материалы. Насколько велик здесь резерв эффективности и в чем выражается – в выборе нового поставщика через тендер и грамотной организации этого процесса; работе с постоянным поставщиком и поиске новых возможностей; грамотном комбинировании линеек бюджет и премиум?
ЛКМ и расходные материалы. Да, некоторое время назад была распространена практика проведения тендеров по выбору поставщика материалов кузовного ремонта. Чтобы понять, насколько это полезно, нужно вспомнить основные разделы типичного тендерного задания:
Решающим в большинстве случаев был последний пункт (инвестиции). Период проведения тендеров был привязан именно к периоду инвестиционного контракта (3-5 лет). Все прекрасно понимали, что контракт включает выборку определённого объёма материалов, поэтому особых дискуссий на тему, что тендерное нанесение отличается от реальной жизни, не было.
А что сейчас? Никто не хочет в текущей ситуации подписываться под какими-то инвестиционными условиями. Этот фактор более не определяющий. Всех волнует реальное положение с затратами. Тендер совершенно не показывает того, что будет в реальной жизни. Покрасить одну (или 10) деталей выбранных цветов, да ещё и силами технического специалиста бренда – это совсем не тот результат, который нужен руководству.
Оценить эффективность своей линейки можно только по среднему показателю затрат на элемент за период. И это возможно при условии, что на станции существует механизм учёта реальных затрат (не списания!) и деталей с размерными коэффициентами.
Только тогда можно что-то оценивать и ставить цель улучшения. Мы подобные проекты с клиентами всегда начинаем именно с внедрения системы учёта и оценки показателей. А дальше целый комплекс мер по сокращению затрат.
Прим. ред.: Другой внутренний резерв – кадровый. В конечном счёте от 50% и выше в затратах – кадры, в том или ином виде.
Тема кадров очень болезненная для любой компании. Советы извне давать даже как-то некорректно. Насколько мы слышим от руководителей МКЦ, им не ставятся цели сократить персонал. Ставятся цели сократить ФОТ. Сложившаяся на практике схема – перераспределение фиксированной части и «бонусной» (сдельной, мотивационной и т. д.). Фиксированная доля сокращается, а остальное – сколько заработали, столько и получили. Многие сотрудники сами уходят. Остальные получают возможность заработать больше, т. к. на них распределяется большая загрузка. Ещё раз повторюсь – это не наше изобретение, это констатация факта. Так уже сложилось.
В условиях сокращения кадров при сохранении обязанностей, наша поддержка как поставщика становится более важной. Здесь и аутсорсинг колористики, и программы обучения персонала – меньше головной боли для руководителей, меньше необходимых резервов.
Ну а программы поддержки, нацеленные на привлечение загрузки, вообще дают шанс улучшить ситуацию и избежать дальнейших сокращений.
Прим. ред.: Еще один аспект – поиск дешевых аналогов, в т. ч. для замещения части тонеров микс-системы.
Практика замещения грунтов и лаков более дёшевыми достаточно распространена. Конечно, это несёт риск рекламаций со стороны конечных клиентов. Причём большинство проблем ведь видно не сразу, а по прошествии времени после ремонта. И риск этот целиком на автосервисе. Ни один поставщик не будет разбираться с рекламацией на систему, в которой часть продуктов не его. Гораздо надёжнее искать такие альтернативы в пределах одного производителя.
Что касается попыток смешения тонеров из разных микс-систем – это не вариант. Даже если повезёт и окажется, что краски имеют сходную химическую основу, за точность цвета и параметры нанесения здесь никто не может поручиться. Наборы тонеров могут быть разные даже у одного производителя (взять, к примеру, наши Sikkens и Lesonal). Т. н. «таблица соответствия» – это всего лишь приблизительная цветовая аналогия. И даже в такой таблице есть пробелы, когда одному тонеру системы соответствуют два тонера из другой, расположенные рядом по цветовым координатам. У тонеров и плотности разные и цветовая сила.
Исполнитель ремонта при таких «играх» с системами сам берёт на себя роль цветовой лаборатории, а стоит ли игра свеч? Как минимум, нужно убедиться, что нормальные методы оптимизации (выбор правильной подложки, принципы экономного нанесения, борьба с отходами) уже исчерпаны. Обычно это далеко не так. Подход скорее напоминает сакраментальную «прокладку под карбюратор», популярные в свое время на а/м ВАЗ и «экономящие топливо на 20%».
Внешний ресурс – поток загрузки. Очевидно, что произошли драматические изменения в страховании, уровне достатка клиента, потребительском поведении. Может быть, именно привлечение клиента через новые каналы, вывод новых услуг, дообучение персонала – ключ к эффективности?
Мастерам-приемщикам нужно давать в руки дополнительные возможности: «что продавать». Мы, как поставщик материалов и технологии, предлагаем своим заказчикам ряд (целый арсенал) бизнес-инструментов для привлечения загрузки, например программы локального ремонта (ее разновидностью является быстрый ремонт со всеми известными вариациями названия) и программу расширения гарантии на кузовные работы – 5YW.
Конечно, реализация этих программ требует аттестации и обучения продуктивного персонала. Мастера-приемщики сами отмечают на тренингах, что они могут предлагать доп. услуги, только если будут на 100% уверены в том, что цех выполнит их качественно и в оговоренный срок. А это как раз вопрос квалификации и организации работы.