Цифра дня 17.6% На столько вырос авторынок в апреле 2018
Другие цифры Курс валют:
72,72 (-0,16) 85,20 (-0,28)
24.09.2021

Траектория кризиса. Михаил Чугункин

29.10.2015

1) Можно ли говорить о том, что после зимнего экономического «шторма» на вторичном рынке продаж запчастей установилась относительная стабильность, что рынок достиг «дна»? Если да – есть ли у вас понимание дальнейшего движения рынка?

2) Насколько изменились запросы клиентов оптового звена и СТО? Что в 2015 и далее станет драйвером продаж для премиальных и бюджетных брендов: стабильность условий поставки, сроки поставки, сервисные программы, скидки и даже ценовой демпинг, комплексные предложения?

3) Дилеры: видите ли Вы реальный рост их интереса к запчастям сегмента АМ?

4) Сетевые концепции: станет ли нынешний кризис для них началом активного роста, ваше мнение?

1. «И нам осталось уколоться
    и упасть на дно колодца,
    И там пропасть на дне колодца, 
    как в Бермудах - навсегда.
    Ну а завтра спросят дети, 
    навещая нас с утра:
    «Папы, что сказали эти 
    кандидаты в доктора?»

Экономический шторм – весьма сильное но не совсем подходящее определение тем процессам, которые мы наблюдали и переживали зимой 2014-2015 года. Я отношусь к случившемуся как к спекулятивному снижению курса национальной валюты, вызванному совсем не экономическими, а скорее политическими причинами. 

Что есть «дно»? Сегодня весь парк транспортных средств – как коммерческого, так и легкового, сегментов насчитывает почти 50 млн единиц. Из них чуть менее 50% – автомобили отечественного производства. В легковом сегменте сейчас на 23 млн иномарок приходится 18 млн отечественных авто. Этих цифр, думаю, достаточно, чтобы осознать, что «дно» для «вторички» – понятие недостижимое. Тем не менее, в связи с бурным ростом курса, мы столкнулись с ситуацией, когда наши клиенты откладывали покупку запчастей на иномарки (особенно в декабре 2014 года), но на общей годовой картине продаж это сказалось несильно. 

В нашем сегменте рынка и в нашем видении – а мы профессионалы моторного и иного сложного ремонта – фактически повторяется ситуация 2008 года. Так же падают продажи новых автомобилей, люди откладывают покупки и, соответственно, наш сегмент – ремонтный - растёт. 

По итогам первого полугодия 2015 года видно: падения как такового нет. Присутствует переход части потребителей от европейских поставщиков комплектующих к менее дорогим поставщикам (Азия, Южная Америка, Турция, ОАЭ). Появились «в поле зрения» и отечественные производители комплектующих для иномарок. 

2. Запросы клиентов СТО не изменились. Количество обращений на недилерские станции по нашим наблюдениям увеличилось за счет «перетекания» от дилеров: этим клиентам, как обычно, нужно «быстро, дешево, хорошо и… в долг».

Наши партнеры – СТО и магазины – стараются снизить цену ремонта для конечного потребителя и теперь более охотно обращаются к нам за ремонтом, нежели за новой деталью. Наша задача – предложить эту альтернативу, будь то отремонтированный двигатель, КПП, карданный вал или восстановленный компрессор. 

Драйвер продаж: для премиальных брендов - это оптимальная цена при сохранении качества, для бюджетных, наоборот, активный выход на рынок с низкими ценами при стабильном качестве. 

И для всех: создание производства в России. Прочие маркетинговые ухищрения вторичны.

3. Нынешний кризис может и должен подтолкнуть нас к росту в первую очередь собственного производства, к курсу на замещение импорта.

4. У дилеров (кроме нескольких премиум брендов) ситуация не очень хорошая, мы это видим. Если тренд сохранится, то те, кто не перестроит свою работу, ориентируясь в первую очередь на запросы потребителей, с рынка уйдут. Пока интереса к деталям и услугам «вторичного» рынка дилеры, по нашему видению, не проявляют. Но, думаю, «крамольные» мысли об альтернативе «оригиналу» у них появились.