Цифра дня 17.6% На столько вырос авторынок в апреле 2018
Другие цифры Курс валют:
79,33 (+0,46) 92,63 (+0,03)
31.10.2020

Траектория прохождения кризиса

24.08.2015

Традиционно выставочный номер журнала мы стараемся наполнить аналитикой, а равно дать экспертам высказаться по трендам года, чтобы, в рамках предосенних шоу самый широкий круг профессионалов рынка - участников выставок и конференций – получил ещё несколько мнений и ориентиров.

Этот год – особенный. Конечно, можно собрать много статистики, и графики будут впечатляющими. Можно говорить о прогнозах самых разных уровней – благо, даже по теме курса рубля или общей экономической ситуации в стране не высказывается только ленивый. 
Проблема в ином: в этих разговорах обычно отсутствует самое ценное – а именно, прогнозы и тренды. Уровень неопределённости, которую ряд наших экспертом еще год назад красиво назвал «турбулентностью», стал просто исключительно мощным. И, если в начале года мы самонадеянно намеревались спросить всех по поводу «дна» кризиса, чтобы позже понять, чей ответ точнее, то к середине лета переформулировали вопрос и для себя изменили отношение к ответам.

В итоге мы предлагаем попытаться вместе обрисовать некую траекторию прохождения кризиса. А вернее, целый ряд таких линий. Потому что всё выглядит так, словно рынок очень и очень сильно слоится, разделяется под влиянием этого кризиса. Каждый сегмент реагирует по-своему, каждый по-разному ощущает «силу тяжести» этого кризиса, каждый по-своему понимает и расходует меру позитивной инерции движения, накопленную за прежние годы, каждый рассчитывает для себя риск схода с трассы из-за действия внешних сил или ошибок управления. 

Если продолжить аналогию с трассой – раллийной, допустим -  то в начале года самой, пожалуй, опасной и желанной была иллюзия того, что все мы участвуем в  спринтерском экстремальном заезде. Но уже к середине года стало понятно: это долгое ралли по сильно пересечённой местности, нечто в стиле «Париж-Пекин». 

Формируя вопросы для участников разных сегментов рынка, мы хотели посмотреть, кто всё ещё ждёт «дна»,  и кто уже освоился с марафоном? Мы старались понять, насколько разными темпами кризис меняет рельеф рынка там и здесь. И, в конечном счёте, если нет явных трендов и точных прогнозов, то найдутся ли хотя бы некоторые рекомендации по «удержанию бизнеса в управляемом заносе»? 

Сразу хочется сказать, и это мы уже обсудили в разделе «аналитика»: это дилерский кризис. Именно этот сегмент оказался наиболее резко и болезненно затронут, и именно здесь сложнее всего ждать быстрых перемен к лучшему. В то же время мы отметили и такую особенность: если некоторые, приглашённые к участию в теме номера компании и спикеры, просто предпочли не отвечать, то другие согласились дать комментарии и делали их достаточно откровенно. 

Сегмент поставки, оптовой и розничной реализации запчастей тоже оказался значительно затронут кризисом и тут тоже, как и на рынке в целом, оказалось заметно расслоение ситуаций и мнений. Это произошло в зависимости от политики (в том числе долгосрочной) головных компаний, в зависимости от наличия складов в стране и глубины проникновения на рынок, от поддержки со стороны партнёров и умения оказать им поддержку, наконец, в зависимости от того, насколько та или иная группа деталей или узел критичны для поддержания работоспособности автомобиля. 

Пожалуй, наиболее предсказуемой исходно нам казалась ситуация в сегменте независимых СТО. Обычно они быстрее реагируют на кризисы и быстрее минуют «нижнюю точку» спада. В целом наши ожидания подтвердились. Однако все опрошенные отметили: этот кризис проходит гораздо сложнее. Он длинный, он сильно завязан на факторы, которые совершенно вне сферы влияния автомобильного бизнеса – как зарплата и сохранение работы клиента, например. 

Вообще, наверное, уровень ценности клиента, постоянного и лояльного, именно в этом году и именно из-за кризиса, наконец, стал действительно понятен всем. Именно о клиенте, как основе успеха и роста, говорили все без исключения опрошенные. Хочется верить, что такое понимание приведёт к росту уровня сервиса и поможет выжить и стать сильнее именно тем, кто этого заслуживает. Что в качестве клиента каждый из нас на себе ощутит не только удары кризиса, но и позитив самоценности, уважения к нам и нашим интересам… хочется верить. Потому что на взгляд автора этих строк худший сценарий кризиса – это сжатие рынка при ухудшении общего качества сервиса: ведь надо продать здесь и сейчас автомобили с переполненных складов – любой ценой; надо выдержать ценовые войны и не потерять долю рынка по таким-то брендам запчастей – любой ценой, надо выжить и спасти свой бизнес – любой ценой. И этой ценой может оказаться взрывной рост ответного клиентского цинизма и даже экстремизма. Именно этого кризиса – кризиса отношений – хотелось бы избежать.