Цифра дня 17.6% На столько вырос авторынок в апреле 2018
Другие цифры Курс валют:
62,55 (+0,00) 69,86 (+0,00)
15.12.2019

Весь мир на стеллажах

Автор : Оксана Демченко

21.05.2015

Рассматривая различные масштабы работы с запасами, нельзя обойти вниманием уровень глобальных логистических центров компаний-производителей запасных частей. Тем более, тема этого номера пришлась на время поездки в головной офис Wulf Gaertner Autoparts, известной на вторичном рынке с брендом Meyle. Этот офис  расположен как раз в одном из блоков логистического комплекса в пригороде Гамбурга.

Wulf Gaertner Autoparts MeyleИмея в ассортименте 18,5 тыс. наименований продуктов, нельзя относиться к запасам несерьёзно. Со времён основания в 1958 году семейная компания располагалась в Гамбурге и росла здесь, так что современный комплекс офисов и складов тоже создавался поэтапно. В настоящее время он включает пять блоков, отражающих как рост компании, так и её глобального склада. Новейшая история бренда имеет интересную веху: инвестирование с 2012 года 40 млн евро в расширение административно-производственного центра в Гамбурге. В 2014 году в рамках этого проекта складские мощности были увеличены до более чем 12 000 м2 и 56 000 паллетомест. В том же здании разместился и учебный центр.

Почему стоило начать текст с порции цифр? Чтобы ими создать базис для разговора о том, как сегодня выглядит структура запасов и снабжения на очень зрелом и сложившемся рынке Германии, который для нас нескорое, но создающее тренды и ориентиры, будущее.

Наследник семейного бизнеса Meyle Карл Гертнер лично приветствовал журналистов из России и отметил, что рынок нашей страны был и остается в числе приоритетных для бренда, его потенциал оценивается по-прежнему как высокий.

СТО Германии: специализация и эффективность

Парк автомобилей страны составляет порядка 44 млн при населении примерно 80 млн человек. Парк обслуживают и ремонтируют в 39 тыс. автоцентров, независимых и дилерских. 

Соотношение «игроков» этих двух команд близко к паритетному, хотя за дилерами чуть более 50% в обслуживании. Им сложно отстаивать свою долю рынка, но это вряд ли может подбодрить независимые СТО, ведь их сегмент (ёмкостью более 22 млрд евро) – также поле жёсткой конкуренции, где одиночки или вымирают, или объединяются в различные форматы сетей. 

И, какие бы цели и уникальные преимущества ни декларировали объединения, поставка запасных частей и логистика неизменно «отходят» в компетенции сети. Единая закупка, единая система ПО, единая структура доставки – всё это норма на рынке Германии.

Современный независимый автоцентр в Германии не имеет своего склада, разве что один стеллаж для хранения ассортимента мини-магазина, похожего на те, что мы привыкли видеть при АЗС. Говоря же о складе на СТО, часто подразумевают стеллажи или аутсорсинг по хранению шин: эта услуга предоставляется даже малыми автосервисами и считается обязательным способом планирования для клиента двух визитов на СТО в год.

Фактическое исключение СТО из системы логистики, отданной оптовому звену и сетям, позволяет «заострить» их специализацию на основном бизнесе, исключить потребность в непроизводственном персонале, снять затраты на обучение.

Расположенный рядом с офисом Meyle независимый сетевой автоцентр, снабжаемый, в том числе, и деталями этого бренда, может получать в день до 13 (!) поставок. Можно отметить в скобках, что мы уже писали об этом центре в №9 журнала, в 2012 году, и тогда нам озвучили возможность заказа 6 раз в день, так что развитие логистики от идеального в нашем понимании уровня продвинулось ещё дальше. Так или иначе, детали и узлы можно заказывать поштучно и получать в ничтожный интервал времени – обычно не более 1,5 часов. Клиенту совершенно не приходится ждать, а мастеру-консультанту – говорить демотивирующие слова вроде «у нас нет в наличии» или «мы не можем указать точный срок поставки». Более того, ошибка в заказе, если она всё же случится, будет исправлена в тот же самый день.

Нарисованная картина выглядит совершенной? И, конечно, имеет оборотную сторону. СТО не управляет наценкой. СТО фактически не имеет собственной уникальности. Конкуренция автоцентров перерастает в конкуренцию сетей и концепций, где проигрывают и выигрывают все вместе. Это значит, качество менеджмента, маркетинга и логистики сети «делают» бизнес каждой СТО, где персонал, оборудование и технологии стандартизованы. Конкуренция дилерского и независимого сегментов уподобила их друг другу.

Классический «свободный рынок» с одиночными семейными гаражами, маленькими магазинчиками, прямыми закупками исчерпывает себя при нынешнем развитии автомобильных технологий.

Сети Германии: слияния и поглощения

Еще недавно, обсуждая состояние оптового звена снабжения, на рынке «свободного» авторемонта говорили о 2500 достаточно крупных игроках, о конкуренции концепций и широком выборе. За последние годы резко вырос разрыв между крупнейшими игроками и остальной массой опта, первые выросли в разы и финансово, и в плане запасов и логистики, а вторые стали на этом фоне мелкими и неэффективными. Сейчас основной оптовый рынок делят порядка 500 крупных игроков. Все они – по сути логистические площадки, конкурирующие по сроку поставки, полноте ассортимента, ценовой привлекательности комплексного предложения конечному клиенту, эффективности ПО для сервиса и т. д.

В то же время именно логистические площадки являются прямыми партнёрами производителей на рынке запчастей. Учитывая размер этих компаний, стоит понимать: они для любого бренда – очень важные клиенты. Так, в числе ключевых партнёров Meyle, есть бренд ATR (www.atr.de), чей бизнес распространён на 50 стран. ATR имеет и свой собственный бренд запасных частей, развиваемый системно в последние годы.

Производители запчастей: роль в рынке

Что означает перечисленное для производителей запасных частей? Изменение формата работы на вторичном рынке! Если склады основных партнёров – логистические площадки очень высокого уровня, то главный склад бренда должен быть способен удовлетворить все их потребности. Очевидно, привычные понятия «замороженные деньги», «неликвид» здесь почти теряют смысл. Глобальный склад – это весь мир запасных частей, размещённый на стеллажах одного склада, в единой системе учёта, с едиными гарантиями качества поставляемых деталей и качества их подбора, упаковки, маркировки. При этом такой склад способен в кратчайшие сроки реагировать на изменения в локальном законодательстве любого региона присутствия бренда. Так, именно компании Wulf Gaertner Autoparts удалось первой получить новый сертификат EAC Таможенного союза России, Казахстана и Белоруссии на продукцию MEYLE и Meyle-HD, исключая любые риски перебоев в поставке.

Выше много раз подчёркивалось: конкуренция за конечного клиента и его лояльность переместилась из розничного звена «вверх». Крупные оптовики и бренды стали влиять на рынок и бороться за доверие автовладельца. Посмотрите на ситуацию с этого ракурса, и вы поймёте, почему на новом этапе расширения бизнеса Wulf Gaertner Autoparts прирос не только складом и IT-решениями, но и учебными мощностями. Невозможно более давать рынку только продукт, даже точно в срок и в нужном месте.

учебный центр Wulf Gaertner Autoparts MeyleНадо давать готовые решения для профессионалов, поддержку для сетей, обучение для партнёров. Кроме того, особое значение получают уникальные, отличающие бренд, линейки продуктов. Для Wulf Gaertner Autoparts – это группа Meyle-HD, где продукты позиционируются как «качество лучшее, чем OEM». Репутация линейки поддерживается исследованиями и разработками, которые зачастую стартуют вместе с отзывными кампаниями автопроизводителей: если какой-то узел оказался малонадё­жным, стоит проверить всё подробно и предложить своё решение. Второй источник вдохновения для инженеров Meyle-HD – это опыт ремонтников, быстро выявляющих детали и узлы с низкой ходимостью.

Тренды в России и мире

Сети и сервисные концепции пока в России не правило, а скорее тест рынка и сбор опыта. И всё же за последние годы всё новые игроки рынка заявляют о намерении внедрить в том или ином формате концепции сетей. Взятая за пример компания Wulf Gaertner Autoparts делает это с одним из своих партнёров из пула крупнейших оптовых поставщиков страны.

Если же говорить о тренде мирового вторичного рынка, то самый сложный, неоднозначный и порою тревожный – это интернет-торговля. Ещё недавно в Германии не было принято приезжать на СТО с набором запчастей в багажнике. Но интернет сломал хорошую для ремонтников привычку делегировать и работу, и приобретение запчастей. Интернет вмешался в стройную систему иерархии «бренд – логистическая площадка – сетевая СТО», ломая структуру ценообразования и зачастую подрывая рентабельность бизнеса как отдельных сервисов, так в перспективе и сетей. Значит, скоро мы увидим новые изменения в системе движения запасов и логистике.