Цифра дня 17.6% На столько вырос авторынок в апреле 2018
Другие цифры Курс валют:
72,72 (-0,16) 85,20 (-0,28)
24.09.2021

Система профессионального образования Финляндии

Автор : Сергей Шабельников

21.03.2016

Отчет по результатам визита в колледж ESEDU г. Миккели (Финляндия) 19-22 января 2016 года.

После изучения системы профессионального образования Финляндии в течение 4-х дневного визита у меня сложилась картина слаженно работающего механизма, в котором все процессы взаимосвязаны и эффективны. Я не смог найти никаких нелогичных или непоследовательных схем. Наоборот, я увидел, насколько государство разумно относятся к финансированию образования, насколько все промежуточные цели сонаправлены с главной целью профобразования: подготовка высококлассных востребованных специалистов для экономики страны. Фактически, в стране реализована идея «бережливого производства» рабочих кадров.

Как оказалось, так было не всегда. До середине 90-х в стране существовала система, очень напоминающая существующую российскую. Но с того времени была произведена реформа образования, и сейчас, спустя 20 лет, страна имеет отлаженные механизмы, проверенные временем и капитализмом, при котором, как известно, никто никому просто так ничего не дает и где выживают только эффективные. 

Общие сведения

Профессиональное образование в Финляндии (также как начальное и высшее), предоставляется бесплатно для жителей страны и тех, кто имеет вид на жительство. Человек может получить несколько специальностей за счет государства.

Если человек учится в колледже и имеет доход меньше 9000 евро в год, то ему выплачивается страховая стипендия в размере 290 евро в месяц, плюс, если у него нет жилья и он не живет с родителями, ему покрываются расходы на аренду жилья (размер регламентирован и его хватает на оплату комнаты в общежитии или аренду «студии»).

В колледже обеды для студентов бесплатные. Бесплатное посещение спортивного зала.

Учеба может быть как в первую (с 8 до 15), так и во вторую (с 13 до 21) смену (если вторая смена предусмотрена в конкретном колледже).

Основной контингент учащихся – молодежь после школы (9 классов). Также в колледже учатся иммигранты, безработные и те, кто хочет научиться новой профессии.

Курс получения среднего профессионального образования составляет максимум 3 года. Однако, если студент сдает все практические экзаменационные задания раньше, то он может получить диплом раньше.

Трехлетняя учебная программа состоит примерно из 47 недель теоретической подготовки (основная ее часть преподается в первый год обучения), 47 недель практики в учебных мастерских колледжа (там студенты выполняют коммерческие заказы клиентов или, например, строят коттедж «под ключ») и 25 недель практики на реальном производстве у работодателя.

По желанию студента, доля практических занятий может быть увеличена за счет сокращения теоретических.

Суть новой системы профессионального образования Финляндии, которая была принята в середине 90-х годов

До середины 90-х годов система образования по своей структуре управления и финансирования очень походила на современную российскую, а именно:

  • министерство образования определяло, чему, когда и как нужно учить студентов во всех колледжах страны;

  • министерство образования решало, сколько, на что и когда нужно потратить учебным заведениям (т.е. встречающая у нас ситуация, когда 22 декабря директору колледжа выделяется несколько десятков миллионов рублей, которые он должен «освоить» за 5 дней, в Финляндии в те годы тоже была возможна).

В 1995 году в Финляндии провели реформу образования, суть которой заключалась в том, что колледжи стали сами решать, как нужно учить студентов, сколько им нужно давать теории и сколько практики, как и когда принимать практические экзамены и нужны ли теоретические экзамены вообще и по каким специальностям.

Правительство распределило функции между Министерством образования и Национальным управлением образования. Министерство занимается финансированием. Управление разрабатывает стандарты и нормы.

В стандартах профессии прописаны общими словами навыки, которыми должен обладать специалист данной профессии.

Например, по автомеханикам написано, что он должен уметь принять автомобиль в ремонт, выполнить регламентное техническое обслуживание, владеть необходимыми для работы компьютерными программами, уметь выполнять в соответствие с инструкцией производителя, работы по ремонту и замене деталей, узлов и агрегатов. Никакой конкретики, так как вся конкретика есть в документации производителя по послепродажному техобслуживанию.

Основная идея современного профобразования Финляндии в том, что профессиональное учебное заведение должно готовить классного специалиста профессии, который будет немедленно после завершения учебы востребован на рынке. Фактически, все студенты трудоустраиваются уже в процессе учебы, т.к. второй и третий год они проходят практику на предприятиях, в которых как правило остаются после окончания обучения.

Студенты должны сами найти себе место, куда их возьмут на практику. Обычно с этим не возникает проблем, т.к. по закону любой студент имеет право устроится на любое предприятие, где есть вакансии и последние 3 месяца не было сокращений. Работодатель не обязан платить практиканту за работу и за дорогу, но должен либо предоставить, либо оплатить 1-разовое питание.

Однако, если студент не может найти себе место для прохождения практики, колледж ему в этом помогает.

Студенты изучают такие общеобразовательные дисциплины как математика, физика, химия и другие, которые необходимы для того, чтобы стать высококвалифицированным специалистом в своей профессии.

Можно выбрать для изучения несколько языков, если это поможет в трудоустройстве (например, английский и русский требуются во многих профессиях). Обязательно изучение финского языка для иммигрантов.

Также, преподается курс по предпринимательству, т.к. даже если студент не собирается открывать свой бизнес, он должен понимать законы зарабатывания денег и уметь сопоставлять свои цели и ценности с целями и ценностями работодателя. В этот курс входят элементарные экономические знания, технология продаж, культура общения с клиентами, законы бережливого производства и организации рабочего места, основы целеполагания и достижения результатов.

Как правило, по всем профессиям в курс теоретической подготовки входит изучение:

  • коммуникативных навыков;

  • технологии использования оборудования и материалов;
  • нормативной документации регулирующих организаций (это не государственные организации, а СРО, например, «Автомобильный союз»);
  • специальной терминологии;
  • охраны труда и техника безопасности, в т.ч. действия в чрезвычайных ситуациях;
  • предпринимательского курса, направленного на формирование бизнес-мышления;
  • курс физической подготовки (30 часов за 3 года).

В стандартной учебной программе также есть курс, обучающий принципам здорового образа жизни.

Однако посещение студентами любых занятий жестко не контролируется. Колледж дает ВОЗМОЖНОСТЬ бесплатно заниматься спортом, изучать полезные для жизни и профессии предметы, а студент сам решает – надо это ему или нет.

Конечно, в случаях системного прогуливания занятий руководство колледжа сообщит родителям несовершеннолетнего студента об этом. Но у студентов нет мотивации отсидеться в колледже до армии – хотя служба в армии и обязательна, но срок можно перенести до окончания колледжа и вообще от нее можно легко «откоситься». За ним никто не будет бегать. Просто потом будет сложно устроиться на работу, т.к. с точки зрения финского работодателя, если человек не хочет идти в армию, значит с ним что-то не так (либо со здоровьем, либо с головой), а такой сотрудник никому не нужен.

История и литература не входит в курс обучения , т.к. эти предметы не имеют отношения к профессиональному уровню специалиста. Если студент интересуется историей или литературой, он может самостоятельно их изучать, используя общедоступные информационные ресурсы или пойти на специальные курсы.

Например, можно поступить (без экзаменов) в Национальное вечернее училище и обучаться там актерской профессии или просто играть в театральных постановках. Стоимость обучения составит 40 евро в год.

В Финляндии система профориентации начинает готовить ребенка к выбору профессии еще в детском саду. Часто, по окончании школы у ребёнка получается выбрать себе профессию по душе. Но если он разочаровывается в ней в процессе обучения, никто не запрещает ему перейти на другую специальность. Делается это элементарно и у него сохраняются все льготы и стипендия.

Кстати, размер стипендии у всех одинаковый и не зависит от оценок. Как таковых – оценок вообще нет. Есть обязательные практические задания, которые студент должен выполнить в течение срока обучения.

Например, по специальности «обслуживание легкового транспорта» одно из заданий заключается в выполнении реального заказа клиента на регулярное техническое обслуживание автомобиля, которое включает в себя полный цикл, а именно: приемку автомобиля в ремонт, осмотр состояния автомобиля с выдачей рекомендаций после дефектовки (элемент «прямой приемки» по дилерским стандартам обслуживания), оформление заказ-наряда, выполнение заказанных работ, включая самостоятельный поиск запчастей в дилерской программе, подготовка автомобиля к выдаче и выдача из ремонта.

Выполнение работы оценивают преподаватель колледжа (у них нет деления на преподавателей и мастеров производственного обучения – все должны быть компетентны в теории и практике) и ОБЯЗАТЕЛЬНО представитель работодателя (в данном случае, станции технического обслуживания автомобилей). Исключений из этого правила не бывает. Работодатель обязательно должен подтвердить квалифицированное выполнение работы студентом. Ведь этот студент потом придет работать к нему.

Оценка выполнения задания происходит по шкале: «базовый уровень: заявленная работа выполнена удовлетворительно с помощью преподавателя» / «хорошо: заявленная работа выполнена самостоятельно в соответствие с инструкциями» / «отлично: работа выполнена в соответствие с инструкциями, найдены, согласованы с клиентом и устранены обнаруженные при диагностике дефекты».

Интересно, что реформа образования коснулась и финансирования колледжей. Если раньше министерство образования само решало, когда, куда и сколько потратить каждому колледжу, то после реформы система изменилась. Теперь у каждого колледжа есть квота на количество обучающихся. Фактическое количество проверяется дважды в год. Если квота заполнена, то она сохраняется на следующей год. Если фактическое количество студентов меньше квоты, то квота на следующей год сокращается до фактического количества по результатам прошлого года.

На каждого обучающегося выделяется примерно 10.000 евро в год (точная сумма зависит от профессии). Эта сумма учитывает всё: расходы на текущее образование, на обновление оборудования, на ремонт зданий, на зарплату персонала и т.п. Но больше никаких денег учебному заведению не выделяется. Если, предположим, колледж хочет купить тренажер-симулятор по работе на харвейстерах, который стоит около миллиона евро, то он может обратиться к другим колледжам Финляндии, обучающим этой профессии, с предложением купить такой аппарат на общие средства. И им никто не запретит это сделать.

Колледж также сам определяет, набор на какие компетенции увеличивать, а на какие сокращать. Ему не нужно ни с кем это согласовывать. Государство оплачивает заполнение колледжа. Если он не смог привлечь студентов и на 100% заполнить квоту, то на следующий год получит ровно в соответствие с фактическим количеством заполненных в прошлый год мест.

Государство регулирует количество мест только по профессиям, которые предполагают найм на государственную службу, таким, как полицейские, медработники, пилоты самолетов и вертолетов и т.п.

Дальше было самое неожиданное для меня: после выделения денег государство не контролирует, на что они будут потрачены. Колледж сам решает, покупать ли ему оборудование, нанять лишних преподавателей или поднять зарплаты существующим. Или просто отложить эти деньги на следующий год и построить еще один корпус. «Неосвоенные» деньги никто не заберет. Они принадлежат колледжу, т.к. фактически схема финансирования профессионального образования имеет рыночную структуру взаимоотношений, где государство является заказчиком, а колледж – исполнителем услуги образования.

Никакой контроль «целевого расходования средств» не требуется, т.к. эта система саморегулируемая. Если колледж станет тратить деньги «неправильно», то это скажется на наборе студентов – в плохо оснащенный колледж не захотят идти. Или при недостатке рекламы о колледже не узнают, и он потеряет в количестве студентов. А если сократится набор, то уменьшится и финансирование.

В Финляндии из 200 колледжей 5 – это частные акционерные компании и ими руководит Правление, которое решает – на что целесообразно тратить деньги в интересах процветания бизнеса. Причем, колледжи, которые принадлежат государству, работают в той же системе автономии в выборе статей расходов выделенных средств.

По словам финских коллег, со времени перехода на эту систему из 200 колледжей Финляндии разорилось только 2. То есть за 20 лет система показала свою жизнеспособность и эффективность.

Таким образом, система подготовки профессиональных кадров для экономики страны состоит из трех работающих в постоянной сцепке и зависящих друг от друга «шестерёнок»:

1)      Сформированной в обществе культуры осознания важности правильного выбора профессии.

2)      Актуальных для экономики и «обезжиренных» учебных программ.

3)      Активное участие работодателей в процессе обучения.

Информация по чемпионатам профессионального мастерства Финляндии «Tajtaja» (Умелец), проводимых по стандартам WorldSkills

Полуфиналы

В Финляндии чемпионаты профессионального мастерства по стандартам WorldSkills имеют двухуровневую структуру. Первым отборочным этапом являются полуфиналы. Вторым – Финал Финляндии.

Участниками полуфиналов могут быть только учащиеся профессиональных учебных заведений Финляндии не старше 20 лет в год проведения чемпионата.

Skills Finland выбирает колледжи, которые принимают у себя полуфиналы.

Колледжи-участники могут выставить любое количество участников по каждой компетенции. За каждого участника колледж платит 250 евро в Skills Finland.

Skills Finland переводит из этой суммы организатору полуфинала 120 евро, остальные деньги оставляет себе.

Полученные колледжем-организатором полуфинала средства уходят на покрытие расходных материалов для проведения чемпионата и на покрытие разового питания участников. Проживают участники и сопровождающие их эксперты за свой счет (или за счет своего колледжа). Несмотря на отсутствие затрат на церемонии открытия и закрытия, которые для полуфиналов считаются неразумными расходами, общие затраты на организацию чемпионата превышают полученные от Skills Finland средства. Однако считается, что идти на такие затраты разумно, т.к. это дает хорошую рекламу колледжу-организатору, поэтому за это право борются.

По компетенциям, по которым количество участников превышает возможности обеспечения количества конкурсных мест, проводятся он-лайн тестирование и на полуфинал приезжают участники, имеющие лучшие результаты по итогам тестирования.

Финал

Финал Финляндии проводится ежегодно. Право проведения Финала переходит из года в год разным городам страны. Главное условие – обеспечить наличие инфраструктуры для проведения чемпионата и проживания гостей, экспертов и участников.

Несмотря на то, что на финале участвует около 1700 конкурсантов, столько же экспертов и еще порядка 1000 гостей, город проведения может быть выбран небольшой. Например, в 2016 году город проведения имеет численность населения около 70.000 человек. Проживание гостей будет обеспечиваться за счет размещения в соседних близлежащих городах.

Количество компетенций на Финале – около 50.

Количество конкурсных мест определяется таким образом:

1)      Если на полуфиналах в сумме выступило от 25 и больше участников, то выделяется 8 конкурсных мест.

2)      От 24 до 20 участников, значит будет выделено 7 мест.

3)      От 19 до 15 участников, значит будет выделено 6 мест.

4)      От 14 до 9 участников, значит будет выделено 5 мест.

5)      При количестве участников полуфиналов менее 9 человек, компетенция на Финал не выходит.

6)    На финал едут участники, показавшие лучшие результаты на полуфиналах в соответствие с количеством выделенных мест. Например, если на компетенцию выделено 5 официальных мест, то эти места займут участники полуфиналов, показавшие 5 лучших результатов. При этом, никаких ограничений по количеству участников от одного колледжа нет. Все определяется только результатами.

7)   На международных участников выделяется не менее 15 мест на все компетенции. Все международные участники выступают вне официального зачета, то есть не могут претендовать на медали.

Подготовка и участие в Международных чемпионатах WSI и WSE

Национальная сборная на Чемпионат мира формируется не менее чем за 1 год до чемпионата.

В сборную по каждой компетенции входит один основной и один запасной участник.

Особое внимание уделяется физической и психологической подготовке конкурсантов, т.к. часто помехой в достижении исключительных результатов служит не профессиональный уровень, а именно физическая подготовка и умение удерживать стабильное психологическое состояние на протяжении всего чемпионата в различных внештатных ситуациях.

Как правило, государство не вкладывает значительные средства в профессиональную подготовку национальной сборной. Считается, что стандартные условия в колледжах достаточны для того, чтобы отлично подготовиться даже к чемпионату мира. Главный залог успешного выступления – высокая самомотивация участников, то есть собственное желание победить.