09.10.2015
Лизинг. В 2014 году, несмотря на перипетии в российской экономике, эксперты прочили рост не менее 5% рынку автолизинга в 2015 году, либо нулевой рост в худшем сценарии.
На состоявшейся 23-24 сентября в Москве международной конференции «ЛИЗИНГ 2015» участники рынка обсудили текущее положение дел, основные тренды рынка автолизинга, новые возможности и инструменты.
В целом, рынок демонстрирует неплохие результаты, несмотря на ограниченность доступов к дешевым ресурсам и прочим финансовым инструментам.
Существенные темпы прироста показали как ряд компаний государственного сектора – «СБЕРБАНК ЛИЗИНГ» (ГК), «Государственная транспортная лизинговая компания», так и частные компании – «Мэйджор Лизинг», «Северная Венеция» (ГК).
Реализация программы льготного лизинга с мая по август этого года также дала свой результат – заключено 18 874 договора льготного лизинга автотранспортных средств (при изначальных планах в 16 тыс. автомобилей), из них с физическими лицами 677, в целом это составило около 75-80% рынка автолизинга. Такая господдержка, по сути, выгодна всем участникам рынка: и производителям, и покупателям, и лизинговым компаниям. Последние обратились в Минпромторг с просьбой выделить 2-2,5 млрд рублей на продление льготного лизинга автомобилей в 2016 году, и в сентябре Председатель Правительства РФ принял решение профинансировать продление программы еще на 1 млрд рублей.
«Предпринятые меры господдержки положительно повлияли на ситуацию на рынке и помогли снизить темпы падения. Во многом этому поспособствовали корпоративные продажи автотранспортным компаниям, которые захотели воспользоваться субсидией. Потенциал рынка очень большой, в работе с клиентами у лизинговой компании в отличие от банков ниже риски, что позволяет даже в условиях кризиса развивать и наращивать портфель. Лизинг – функциональный продукт и еще недостаточно оценен потребителями, что дает ему большие перспективы для роста», – считает Мовсар Медуев, генеральный директор «Major Лизинг» (источник: Российская газета )
Лизинг для физических лиц – еще одна перспективная тема. Сейчас около 5% всех новых автомобилей приобретается с помощью инструмента лизинга для физических лиц. По оценкам экспертов, доля автомобилей, приобретенных в лизинг, в России будет составлять до 10% от рынка продаж новых автомобилей к 2018 году (данные компании «КОНТРОЛ лизинг»). Для сравнения, в Европе и Америке продажи в данном сегменте составляют до 25% объемов всех продаж авто уже в 2014 году.
По оценкам экспертов, все виды госпрограмм помогут реализовать в России 372 тыс. автомобилей. Первый замминистра промышленности и торговли Глеб Никитин сообщил, что без льготных госпрограмм падение автомобильного рынка составило бы не 30-40%, а превысило бы показатель 50% по сравнению с объемами прошлого года. Несмотря на текущую востребованность льготных программ автолизинга и автокредитования среди покупателей новых авто, их популярность будет снижаться все больше на фоне падения доходов населения, высокой стоимости содержания автомобиля, страховых услуг и бензина. Поэтому, без реального роста экономики и доходов граждан ожидать развития автомобильного рынка не стоит.
Интересное предложение прозвучало от компании «Интер-Лизинг» – приобретение автомобиля через работодателя по лизинговой схеме, при этом экономия может составить до 30%.
Особое место в дискуссии заняли многофункциональные комплексы на основе технологий ГЛОНАСС. Для автоматизации процессов управления активами и сокращения финансовых рисков, лизинговые компании, потребители и дилеры все чаще обращаются за помощью к современным ГЛОНАСС-решениям.
По словам Юрия Михеева, руководителя отдела корпоративных продаж «Автолокатор», существует целый перечень ГЛОНАСС-решений как для корпоративных, так и для частных клиентов, которые позволяют отслеживать перемещение автомобилей, пройденный путь – пробег за период, регион (геозоны), стиль вождения, удаленно блокировать двигатель в случае неправомерных действий в отношении имущества лизинговой компании, а также предоставлять дополнительные услуги лизингополучателям для их комфорта по их желанию – установка автозапуска, удаленное управление автомобилем с помощью мобильного приложения, услуги информационной поддержки и оказание услуг технической помощи в дороге на основе позиционирования.
«Несомненно ГЛОНАСС-технологии не только привносят комфорт при пользовании автомобилями, но и упрощают процесс управления активами, - отмечает Юрий. - Выбирая высокотехнологичное решение, следует обратить внимание на качество оборудования. Не стоит забывать и о компетенциях мониторинговой компании в части сервиса и системной интеграции проектов «под ключ». Ключевое здесь – клиентский сервис. Если в корпоративном парке лизингополучателя уже используется какое-либо решение, то мы с легкостью решаем задачу целостности получения и предоставления данных. Сегодня востребованы такие функции системы как диспетчеризация, назначение заданий и контроль их выполнения, отслеживание стиля вождения сотрудников в целях повышения безопасности, оформление легких ДТП по европротоколу с использованием координат ГЛОНАСС, сокращение издержек на содержание парка за счет оптимизации логистики, своевременного ТО и контроля расхода топлива».