23.03.2017
«На хорошие дороги стоит рассчитывать минимум через 20 лет...»
Алексей Тузов, эксперт транспортной отрасли: «В России по данным статистики улучшилась общая ситуация на автомобильных дорогах: за 2016 год число ДТП сократилось на 5,6%, на 12,1% уменьшилось число погибших и на 4,3% сократилось число пострадавших в дорожных авариях. Но при детальном рассмотрении некоторые нюансы официальной статистики оказались весьма печальными. На 2,7% выросло число аварий из-за ремонтных работ на дорогах. За январь-ноябрь 2016 года на 37,8% участились ДТП с участием водителей грузовиков, на 13,4% выросло число аварий, причинами которых стало плохое состояние дорог – до 71,6 тыс. происшествий. В итоге количество ДТП, спровоцированных условиями содержания и обустройства дорожной сети, составило41,2% от всего числа аварий за 2016 год. Из-за плохих дорог погибло почти 8 тыс. человек, было ранено - 91,2 тыс. человек.
Потребность в ремонте дорог в России, несмотря на период тучных нулевых, остается актуальной на протяжении последних 10-15 лет. Сегодня эта проблема решается в рамках нескольких госпрограмм: «Развитие транспортной системы России (2010 - 2020 гг)», «Повышение безопасности дорожного движения в 2013 - 2020 гг», проекта «Безопасные и качественные дороги». На одном из совещаний премьер-министр России Дмитрий Медведев указал, что с 2010 по 2017 год доля федеральных дорог, соответствующих нормативным требованиям, увеличилась с 39% до 71%. К 2020 году планируется повысить этот показатель до 85%. Но не надо забывать, что из всех 1 481 тыс. км. дорог в России федеральные трассы занимают лишь 3,5%. Остальная часть – это региональные и местные дороги, которые занимают 34,8% и 62% всей дорожной сети соответственно. В итоге только 36,7% дорог в России полностью соответствуют минимальным требованиям, остальные 63,3% находятся в плохом состоянии, причем 29,4% из них вовсе не имеют твердого покрытия.
Так почему дорогие не ремонтируются? Одна из причин, которая кажется на первый взгляд самой явной - это коррупция. Но надо отметить, что она присутствует не только в России, но и как это ни крамольно звучит, в США, в Европе и в других странах мира. По данным международной организации Transparency International, по индексу восприятия коррупции (ИВК) США заняли 18-ю позицию, Германия – 10 место, Швейцария – 1 место. И это при том, что качество дорог в этих странах считается лучшим в мире.
Одна из главных причин плохих дорог в России - недостаточное финансирование. За 2016 год было отремонтировано всего 1,7% дорог, на ремонт федеральных и муниципальных трасс государство выделило дорожным службам 248,5 млрд. руб., плюс в регионах в прошлом году было потрачено на реконструкцию местной дорожной сети дополнительно 700 млрд руб. Если учитывать такие темпы финансирования и среднюю стоимость ремонта 1 км в России -27,6 млн. руб, то чтобы достичь показателя, когда хотя бы 85% всех российских дорог будут соответствовать нормативным требованиям, потребуется19,74трлнруб и около 21года.Для показателя 100% - 25,87трлнруб. и 27 лет. Даже если полностью убрать строительство новых дорог вместо тех, которые сегодня состоят из грунта, а отремонтировать лишь 33,9% неудовлетворительных по качеству трасс, понадобится 9,78 трлн. руб, а отремонтированы они будут лишь через 10 лет. Здесь также не учитывается рост инфляции, стоимости материалов, ремонтных работ, расходы на содержание автотрасс. При этом по российским меркам, срок службы дороги после «ямочного» ремонта составляет4-5 лет, после капитального– 12 лет. То есть, потребуется дополнительно еще плюс 1,9 трлн. руб.
На Западе финансирование дорожной отрасли превышает российские показатели в несколько раз, но крупные суммы на ремонт дорог выделяются властями гораздо реже. Средняя стоимость строительства 1 км в США составляет 127 млн. руб. – это почти в 2,5 раза больше стоимости строительства автотрассы в России – 59 млн. руб. В Канаде – близкой по климатическим условиям к РФ стране – цена за строительство 1 км дороги составляет 163 млн руб., в Германии – 81 млн. руб. Соответственно на Западе ремонт дорог обойдется также в 1,5-2,5 раза дороже, чем в России. Но здесь надо учитывать и срок службы построенных на Западе дорог. Капитальный ремонт автотрасс в Германии происходит в среднем раз в 30 лет, в США – раз в 40 лет. Поэтому в Европе и США вклад дорожного комплекса в ВВП стран не превышает 2,8%, в то время как в России он составляет 7-8%. В итоге получается, что, несмотря на низкий уровень финансирования дорожной отрасли, ремонт и строительство дорог в России обходится в 1,5-2 раза дороже чем в сходных климатических зонах за рубежом.
Решение данной проблемы не обязательно кроется в увеличении финансирования дорожных работ. Важно также уделять внимание технической стороне вопроса - увеличить срок службы дорожного полотна за счет инноваций: использовать асфальтобетонную смесь наподобие американской системы superpave, которая увеличивает срок службы покрытия на 20-30%, применять методы стабилизации и регенерации грунтов, каменных и вяжущих материалов и т.п. Таким образом, построенные и отремонтированные в 2017 году дороги в будущем прослужат минимум 24 года вместо 12 лет и не потребуют дополнительного финансирования на последующий ремонт, только на содержание трасс. Для внедрения подобных инноваций государству достаточно выделять по 450-500 млн. руб в год–это не больше 0,004% от средней суммы, которая сегодня уходит из госбюджета на строительство и ремонт дорог. Зато экономический эффект от внедренных технологий будет ощутимым – через 3-4годауже не понадобится ремонтировать дороги, построенные в 2017-2018 гг., т.е. сократятся расходы на реконструкцию в 1,2 раза, через 12 лет – в 2 раза. Но самое главное, к 2020-2024 гг. сократится количество ДТП по причине бездорожья на 23-40%.
Теперь другой вопрос – как чиновники будут использовать выделяемый бюджет и насколько правильно они будут распределять полученные на ремонт дорожного полотна средства? В 2016 году власти 17 регионов не смогли на 100% освоить деньги, предложенные им правительством на ремонт и строительство межмуниципальных трасс. Представитель федерального дорожного агентства «Росавтодор» называет наиболее часто встречаемую причину такой ситуации в регионах – это несвоевременная организация местными властями конкурсных отборов подрядчиков для проведения дорожных работ. Но, по какой причине чиновники вовремя не провели конкурсные процедуры, непонятно. А в итоге от всей этой ситуации в стране страдает население: дороги изнашиваются, а россияне продолжают за это платить своими жизнями.
Таким образом, несмотря на высокую стоимость дорожных работ в России, плохое качество ремонта и относительно короткий срок жизни отечественного шоссейного полотна, в стране есть политическая воля инвестировать в развитие дорожной инфраструктуры. Только на фоне достаточного объема финансирования с одной стороны, мы видим отсутствие современных технологий, производственных мощностей и административной воли на местах заниматься решением обостряющейся с каждым годом «дорожной» проблемы. В «пострадавших» как всегда оказываются рядовые россияне, их личный автотранспорт и здоровье.»