Сегодня практически повторяется — хотя, быть может, в более жесткой форме — ситуация кризисного 2008 года. Как подсказывает здравый смысл, экспериментировать на рынке в этих условиях крайне нежелательно — сохранить бы ту долю, которая была завоевана, или, по крайней мере, не дать ей резко упасть. Однако для экспериментаторов и новаторов, рисковых игроков, здравый смысл — только один из инструментов, а не цемент, заливающий в нужный момент трещины. Поэтому инновации и появляются даже в самые тяжелые моменты и позволяют создателям и внедрителям, занимающим проактивную позицию, ставить перед собой высокие цели и выигрывать.
Возьмем, к примеру, такое непростое поле, как страховые ремонты. Между автодилерами и страховыми компаниями всегда существовали трения, а в кризисные моменты эти трения усиливаются — как показал тот же 2008 год. Как мы видим сегодня, страховщики приходят к дилерам с предложениями, которые далеко не заманчивы для их бизнеса — наоборот, разорительны. Необходимость искать компромиссы, актуальная и в спокойные времена, получает первостепенное значение.
Тонкие настройки, угрозы и возможности кузовного бизнеса обсуждаются профессионалами постоянно. Очередной раз – в рамках 124-го клуба «Автобосс», где были озвучены интересные цифры и подходы. Так, по некоторым оценкам, структура счета при страховом ремонте примерно такова: 70% —запчасти, 8% – лакокрасочные материалы и 22% – работы, в т. ч. покраска. Сегодня цены на запчасти выросли в среднем на 20%, однако для страховщиков важно сдержать рост стоимости ремонтов, и они применяют для этого целый ряд мер. Одна из них – выбор между ремонтом детали и её заменой на новую: дилер при таком подходе не выполнит перед автопроизводителем план по запчастям. Есть еще один важный момент: для дилеров важно осуществлять ремонт или замену в соответствии с требованиями завода-изготовителя, однако страховые компании по разным причинам убирают тонкости таких требований из своего поля зрения при оценке ущерба и стоимости ремонта.
Нестыковок много, и при существующей системе взаимодействия дилеров и страховщиков разногласия довольно сложно устранить. Чей прайс брать за эталон, как согласовывать цены, как сделать это максимально эффективно — это болезненные вопросы.
Почему так?
Сама система взаимодействия остаётся зачастую неэффективной и не нацелена на поиск компромиссов, убеждены компании – интеграторы рынка. И они предлагают новые решения — специальные коммуникационные платформы, объединяющие работу автопроизводителей, дилеров и страховых компаний в общей виртуальной среде.
Такое ПО (в его лицензионном варианте, разумеется) способно создать реальную почву для взаимовыгодных договоренностей. Страховым компаниям будет легче ориентироваться на стандарты концернов-производителей автомобилей, концернам и дилерам — быстрее и гибче согласовывать калькуляции.
Подобного рода инновационные разработки возникли, конечно, не сегодня, но кризис даёт им новый стимул к развитию.
Один из проектов по созданию такой интегрированной общей среды представил 26 марта менеджер по корпоративным продажам компании «ДАТ-Рус» Александр Чикилин.
— Александр, какова основная идеология проекта?
— Одного специализированного ПО по подсчету стоимости ремонта для эффективной работы на рынке страховых ремонтов крайне мало. Нужна система, связывающая воедино все стороны процесса, все типы игроков и независимую экспертизу и позволяющая многие решения производить согласованно, а в идеале — в автоматическом режиме.
— У Вас есть положительные примеры того как сегодня, в условиях кризиса, Ваши партнеры — реальные и потенциальные — реагируют на Вашу работу?
— Да, такие примеры есть. Если мы говорим только о программном обеспечении, мы получаем позитивный фидбэк, ведь экономическая целесообразность приобретения продукта становится еще более очевидной. Если же затрагивать вопрос общей коммуникационной платформы, то здесь, конечно, самое трудное — привлечь страховщиков.
С уверенностью можем сказать, что несколько страховых компаний мы уже заинтересовали; они будут работать с нами над конечными модификациями продукта. Есть и те, кто проявил живой интерес, но пока не готов включиться в работу. Все это, на мой взгляд, наиболее важный положительный пример — и хорошая новость не только для нас, но и для всего рынка в целом.
— Правильно ли мы понимаем, что сейчас есть ядро, а готовым продуктом будет та среда, которая в итоге генерируется при участии всех заинтересованных сторон?
— Совершенно верно, сейчас мы имеем ядро, крайне гибкое и настраиваемое, которое, как только будет запущен процесс, будет модифицироваться и обрастать необходимым обеспечением. Компании будут не раз садиться за стол переговоров, чтобы совместно, с учетом пожеланий и возможностей каждого, согласовать как общие принципы, так и конкретные детали. Сложно сказать, каким будет результат, одно ясно — он будет положительным, так как рынок нуждается в такой системе, а система является инновационной.
— Насколько сложной для дальнейшей настройки будет создаваемая платформа?
— Мы уверены, что довольно гибкой. На самом деле любые необходимые изменения, которые уже согласованы и требуют только реализации, можно будет внести на уровне простого программиста. В любом случае, каждый клиент, каждый «обитатель» информационной среды, может просто обратиться к нам за такой услугой, если не справится собственными силами.