Цифра дня 17.6% На столько вырос авторынок в апреле 2018
Другие цифры Курс валют:
63,81 (-0,38) 70,72 (-0,38)
06.12.2019

Люди и машины, или авторемонт с душой

Автор : Алексей Соболевский

03.10.2016

Заветной мечтой некоторых руководителей станций технического обслуживания становится система организации труда, при которой конечный результат процесса ремонта был бы независим от пресловутого «человеческого фактора». В этом случае большинство проблем  которые заботят руководителя (поиск и обучение персонала, разработка и внедрение систем мотивации, контроль и работа над ошибками) попросту канули бы в Лету. На станции технического обслуживания трудились бы «биороботы», «прокачанные» до необходимого уровня квалификации, не ведающие усталости и не задающие лишних неудобных вопросов. Если бы один из них вышел из строя, то моментально бы заменялся на своего «клона» без ущерба для общего процесса выполнения ремонта.

Избавиться от всех недостатков человека было бы очень удобно. Однако мечты на то и мечты, чтобы оставаться «за горизонтом», а ремонт автомобилей выполняется здесь и сейчас, людьми и для людей. Наступление времени, когда машины будут ремонтировать машины, описанное во многих фантастических произведениях, и в обозримом будущем не предвидится. 

Несомненно, оборудование и инструмент существенно помогают повысить эффективность работы исполнителей, а современные материалы и технологии авторемонта позволяют обеспечить высокое качество выполнения работ. Тем не менее, область авторемонта, а в особенности кузовного ремонта, настолько непредсказуема, что до сих пор не изобретена машина, которая могла бы учитывать всё многообразие ремонтных воздействий на автомобиль и высококачественно их выполнять. 

Возьмём для примера цветоподбор в кузовном ремонте: большинство производителей лакокрасочных материалов премиум-сегмента имеют в перечне инструментов цветоподбора спектрофотометр, облегчающий колористу процесс поиска оптимального рецепта цвета, максимально близкого к цвету автомобиля. Однако спектрофотометр не может заменить глаз колориста, а только сокращает время цветоподбора.

То же самое касается арматурных, жестяницких и окрасочных работ, которые проводятся при ремонте автомобиля после ДТП. Каждое повреждение в результате ДТП индивидуально, и только квалифицированный специалист может исправить это повреждение. 

Оборудование и инструмент помогают исполнителям в выполнении ремонта, однако ручного труда ни одно, даже самое современное оборудование заменить не может.

Особенно хочется отметить специфику работы мастеров-приёмщиков, от умения которых найти подход к клиенту напрямую зависит объём продаж физическим лицам услуг, запасных частей, расходных и лакокрасочных материалов. В таком тонком вопросе, как работа с людьми, ни одна машина не заменит высококлассного специалиста.

Но, несмотря на то, что кузовной ремонт в огромной степени является услугой глубоко индивидуальной, у руководства малярно-кузовного цеха имеются широкие возможности для контроля над этим процессом.

В первую очередь – это система оценки эффективности работы персонала по ключевым показателям, которая, помимо контролирующих функций, оказывает ещё и мотивирующее воздействие на сотрудников. 

Например, одним из ключевых показателей, оценивающих эффективность работы производственного персонала, является отношение количества нормо-часов, выработанных сотрудником за отчётный период, к суммарному времени, затраченному им на выполнение продуктивной работы за этот же период. 

Основным фактором, влияющим на значение этого показателя, является квалификация специалиста. При формировании системы финансовой мотивации исполнителей этот ключевой показатель может быть использован при присвоении работнику того или иного квалификационного уровня. 

В числе ключевых показателей, оценивающих эффективность планирования загрузки малярно-кузовного цеха, есть также отношение суммы нормо-часов на ремонт, по автомобилям, готовым к ремонту, к суммарному времени присутствия исполнителей на рабочих местах в течениеодного дня. 

Этот показатель многие называют «запас работы». Оптимальным уровнем запаса работы принято считать период от трёх до пяти дней. Значение показателя ниже трёх дней может стать как следствием низкой загрузки работой, так и результатом перебоев в планировании загрузки. Если значение показателя выше пяти дней, это говорит, либо о резком сокращении пропускной способности малярно-кузовного цеха, либо также свидетельствует о перебоях в планировании загрузки.

Регулярная оценка эффективности работы персонала позволяет наработать статистику по ключевым показателям и в дальнейшем, на основании статистики, оценить эффект от различных оптимизационных изменений, проводящихся в малярно-кузовном цеху. Система оценки эффективности, основанная на ключевых показателях, позволяет развивать живой организм под названием «малярно-кузовной цех», не превращая сотрудников в биороботов, а наоборот, стимулируя развитие персонала в личном и профессиональном плане.