Экономия топлива и экономичные прошивки
Многие люди в чип тюнинге ищут увеличение динамики и скорости, но есть и такие, кто ставит на первое место экономичность автомобиля. Это вполне резонно, особенно в связи с постоянным подорожанием бензина.
Начнем с того, что экономия топлива практически не зависит от чип — тюнинга и влияние на нее оказывает в большей степени, чем все остальное, вместе взятое, манера вождения конкретного водителя.
Приемы вождения автомобиля в экономичном режиме стары как мир и определяются в народе одним емким словом — "тошнить" :))). Это означает:
— Избегать любых резких движений с педалью газа, стараясь постоянно находиться в экономичном режиме, не переходя на мощностной.
— Никаких резких стартов со светофора, переключение передач осуществлять как можно раньше, двигаться прямолинейно и равномерно на оборотах около двигателя 2000.
— Избегать обгонов и перестроений, не двигаться "накатом" на нейтральной передаче, стараться снижать скорость торможением двигателем и т.д.
Наверняка у Вас тоже есть еще парочка примерно таких — же советов:).
Совершенно нелишне будет заметить, что для экономичного вождения необходим совершенно исправный автомобиль, в равной мере это относится как с системе электронного впрыска, так и ходовой части. Неправильный сход/развал, неисправные форсунки, неотрегулированная тормозная система могут прибавить к расходу Вашего авто не один лишний литр! Ну, и естественно, недолив — в России живем:)
Приведу как пример один из своих "экспериментов" по "тошниловке":).
Входные данные:21102, РВ 10,3, заслонка 54 мм. 0чень динамичная прошивка, ГП, ряд КПП — стандарт, стойки жесткие, развал задних колес минус 1 градус. Диски кованные. Резина — отечественная, Кама 208 185х65R14. Городская езда — обычный расход в динамичном режиме 9,5 литров, средний по пробегу в 2500 км — 8,8. Средняя скорость по пробегу — 43 км./ч. Один пассажир и полный бак горючего. Город, правда, довольно своеобразный — Волгоград.
Задача — экономить топливо. Что получилось — получилось почти чудо — расход по городу 5,7 литров, тахометр ни разу не поднялся выше отметки 2500 (это около 70 на 4 передаче), торможение двигателем перед светофорами, плавное и нежное ускорение на 4 передаче, начиная с 30 км/ч. Самое большое чудо — это то, что средняя скорость оказалась при этом выше (51 км./ч.), чем в динамичном режиме. Выводы делайте сами Замечу только, что на 16V, теоретически можно добиться еще более впечатляющих результатов.
Второй подобный эксперимент был проведен теплым осенним вечером 19 сентября. Все то же самое, только РВ №54 от МастерМотор, последний в "гражданском" ряду тюнинга. Пустынная загородная трасса, скорость около 100-110 км/ч. на 5-й передаче. Проехано 200 километров с расходом в 4,9 л., и, только при въезде в город маршрутник стал перемигиваться 4,9 — 5 л.
Буквально через несколько дней РВ был снят — авто готовилось к продаже. Вопреки всей логике :) — расход топлива увеличился процентов на 10. СимКар — 21102 прошел 14000 км со средним расходом 8,2 л.
Ну, а теперь плавно перетекаем к экономичным и двухрежимным прошивкам, вернее, к осознанию того, что это вообще такое и нужно ли это вообще. Сверхзадача чип-тюнера здесь сводится к установке таких режимов работы двигателя, при которых тот бы все еще продолжал двигать автомобиль, расходуя при этом минимальное количество топлива. Задачка тут посложнее создания динамичной версии, т.к авто более чувствительно к обеднению смеси, чем к ее обогащению. При излишне бедной смеси и раннем зажигании есть риск прогорания клапанов и поршней, возникновения детонации и других малоприятных явлений. В любом случае, экономичная прошивка не имеет смысла без экономичной манеры вождения, описанной выше, т.к при агрессивной манере, небрежно обращаясь с педалью газа можно получить значительно больший расход, чем на динамичной версии! Машина при этом будет дергаться и отчаянно тупить, доводя "динамичного" водителя до белого каления. Если б Вы могли сосчитать, сколько раз за поездку я жму кнопку переключения режимов (эконом/динамик): ее в пору уже на руль переносить! Не забывайте об этом и устанавливая на авто двухрежимную прошивку — она имеет практический смысл только, если автомобилем пользуются несколько человек, например, муж, сорви — голова, любитель резких стартов, мини — стритрейсинга и спокойная уравновешенная жена, для которой авто — средство неспешно переместиться из точки А (дом) в точку Б (косметический салон). Да и в этом случае оптимальным можно считать версию "стандарт/динамик".
Резюмируя все сказанное одной фразой — экономичная прошивка лишь дает возможность рачительному водителю двигаться более экономно, а динамичная — более резко и резво. Надеяться на то, что прошивка все сделает за Вас не стоит. Многие, кто обращается на чип-тюнинг, не осознавая, что законы физики изменить нельзя ждут от эконома резкого снижения потребления топлива без потери динамики Этого не будет никогда, за все надо платить, за динамику — бензином. Или деньгами — проведя комплекс доработок ДВС для повышения его КПД. Но это совсем другая история...
Так как создание экономичных версий прошивок это довольно сложное и малоизученное дело, я обращаюсь с CTT Team с просьбой делиться своими наработками и наблюдениями в этой области. Наверняка, большое количество пользователей CTPro денно и нощно бьются над калибровками, добиваясь определенных результатов. На этой странице планируется размещения как авторского материала тюнеров, так и автореферат накопленных знаний.
Материал предоставлен спортивно-техническим клубом "Форсаж".
Метки:автомобиль, бак, бензин, вал, верх, впрыск, газ, диск, заслонка, клапан, ключ, материал, машина, минус, мотор, пассажир, педаль, пол, пробег, режим, резина, руль, система, скорость, сталь, топливо, тормоз, экономичность