PostHeaderIcon Ключи первому встречному (часть 2)

Михаил Антипов, начальник отдела Департамента государственного регулирования внешнеторговой деятельности и таможенного дела Министерства экономического развития и торговли РФ сообщил о том, что статистические данные России указывают на увеличение импорта на 30%. Рост импорта влечет за собой увеличение нагрузки на таможенные органы. Планируется строить систему контроля, основанную на международных стандартах. Киотская конвенция и Рамочные стандарты — наиболее актуальные документы. На их основе приняты Таможенный кодекс РФ и другие нормативные акты. В будущем планируется сократить количество остановок в пунктах пропуска, из семи служб планируется оставить две. Также планируется сокращение оборота бумажных документов, смещение контроля на постаудит. Система TIR имеет колоссальное значение, ее практические принципы соответствуют основе Рамочных стандартов.

Кристиан Пьяже, руководитель департамента внешних связей IRU, отметил, что система TIR доказала свое умение приспособиться к глобализации. Система TIR зависит от степени доверия между таможенными органами и частным сектором. Условия Рамочных стандартов — это уполномоченный оператор, управление рисками, предварительная информация и др. По существу это может решаться и в рамках работы системы TIR. Система отбора транспортного оператора в TIR строго контролируется. Применяемые в системе TIR транспортные средства обеспечивают невозможность изъятия вложений без нарушения пломб. IRU имеет достаточный опыт работы уже в течение 60 лет. Применяемая система контроля Safe TIR является результатом сотрудничества между таможенными органами и частным сектором. Система TIR позволяет отследить полностью движение товаров. Сотрудничество ФТС России и АСМАП подтвердило возможность получения всей информации по всем перевозкам TIR. Систему Safe TIR в сочетании с предварительным информированием можно применять в любой стране. Система TIR может быть применена в рамках WTO.

Константин Сяськов, замначальника отдела контроля за транзитом товаров Главного управления организации таможенного контроля Федеральной таможенной службы РФ, указал на рост количества оформления книжек TIR на территории России. Однако имеют место некоторые нарушения. Например, случаи неправильной брошюровки книжек TIR, бывают даже книжки с разными номерами. Случаи основного нарушения, то есть недоставки груза, в последнее время снизились до 0,001%. Настораживает то, что в два раза увеличилось количество таких нарушений, как заявление недостоверных сведений: в таможне отправления одни данные, а в таможне назначения — другие. Необходимо обеспечить достаточный таможенный контроль в таможне отправления. Часто указываются такие сведения, которые невозможно идентифицировать, и есть варианты их подмены во время перевозки. В Таможенном кодексе РФ оговорены сведения для таможни назначения и для контроля за оформлением транзита.

Андреа Граф-Грубер, руководитель Safe TIR, МСАТ, сообщила о том, что МСАТ совместно с ЕЭК ООН начали разработку проекта NCTS/TIR для того, чтобы обеспечить в автоматическом режиме предоставление данных в МСАТ. Задача проекта — удовлетворение потребностей в применении нового Таможенного кодекса и выполнения Рамочных стандартов по снижению времени задержки на границе. Необходимо предусмотреть удобства для держателя TIR. Перевозчик-держатель TIR может передать различные данные: 1) в таможнях на входе или выходе из ЕС всю информацию по книжке TIR; 2) для держателей ЕС — с использованием программных продуктов таможенных органов или национальных ассоциаций; 3) по добровольному решению держателя — услуги третьих лиц (коммерческих предприятий), 4) предоставление транспортным операторам, особенно не из стран ЕС, возможностей сети IRU NCTS/TIR, если они не хотят обращаться к третьим лицам и нести дополнительные расходы. Информацию из книжки TIR надо дать заранее до прибытия на границу (вход или выход). При этом документы не надо переоформлять. Как только данные из книжки TIR попали в файл, его можно рассылать. Файл направляется в центральный пункт связи, доступный для всех таможен. В интернет можно выходить с паролем — личный код, номер книжки TIR, и если сведения совпадают, то доступ открыт. Информация должна содержать сведения о стране убытия/прибытия, о стране регистрации, о регистрации транспортных средств, о дате и месте составления книжки TIR, об отправителе/получателе, о товарных позициях, о товаре, об упаковке, о количестве, об общем весе, о приложенных документах. Держатель TIR может дополнять, изымать, исправлять сведения. Далее этот файл направляется в таможенные органы, и они могут проверить соответствие сведений требованиям таможенного законодательства. Эту информацию таможенные органы направляют тем, кто имеет доступ к файлу, и на выходе будет производить проверку. Для применения информации необходимо, чтобы все участники ЕС присоединились к этой системе.

Михаил Савин, руководитель департамента TIR и таможенных систем АСМАП, сообщил о том, что процедуру TIR на территории России завершают 42% российских перевозчиков, 14% — польских, 11% — литовских, 8% — белорусских, 6% — латвийских, по 2% — молдавских и финских, 1% — турецких и других — 3%.

В превентивной работе АСМАП с рисками при допуске к процедуре TIR применяется автоматизированный учет транспортных средств и оценка рисков при использовании арендованного транспорта, учет и мониторинг финансового состояния держателей книжек TIR, использование дополнительного страхования прямых таможенных рисков держателей книжек TIR (85% обязательное и 15% дополнительное).

В АСМАП ведутся строгий учет и контроль соответствия держателей книжек TIR требованиям Конвенции TIR и осуществляется 100% проверка книжек TIR с использованием системы Safe TIR, а при выявлении нарушений — принятие оперативных мер.

Результаты проводимой в АСМАП работы позволили сделать следующие выводы:

  • использование передовых информационных технологий позволяет повысить эффективность мер,
  • национальные ассоциации перевозчиков должны использовать систему превентивных мер в целях сокращения потенциальных нарушений процедуры TIR,
  • только при условии, что аналогичная работа будет проводиться во всех странах-участницах Конвенции TIR, система TIR сможет функционировать стабильно и безопасно.

Использование предуведомления о нарушении позволяет принимать меры прямого урегулирования претензий, не допуская начала процедуры заявления претензии согласно Конвенции TIR.

В настоящее время акцент нарушений таможенных правил сместился к недостоверному декларированию. Контроль применяется к перевозчику, но это не меры для искоренения данного нарушения. Необходимо перенести контроль и основное таможенное оформление в таможни назначения.

Ян Бучек, президент Ассоциации международных автомобильных перевозчиков Польши, указал, что клиенты, заказчики перевозки, первыми контактируют с перевозчиками. Перевозчик, который работает в системе TIR, освобождает заказчика от оформления гарантий на транзит товаров. Если перевозчик член системы TIR, то заказчик спокоен — ведь это не случайный перевозчик, а уже прошедший определенную проверку при допуске в систему TIR. Ассоциация польских перевозчиков выполняет все положения по допуску в систему TIR, в результате чего в систему приходят благонадежные перевозчики. Перевозчики в системе TIR обеспечивают возможные нарушения своим имуществом, они настроены точно выполнять все таможенные процедуры. Нарушения в системе TIR снизились до 0,045%. Преимущество TIR в том, что если что-то происходит, то это немедленно становится известно, тут же производится расследование и принимаются меры.

Павел Грошев, генеральный секретарь Ассоциации автомобильных перевозчиков Латвии "Lаtviаs Аutо", отметил, что одним из преимуществ применения системы TIR является ускорение пересечения границ при доставке груза получателю. В частности, сокращается время доставки за счет отсутствия необходимости проводить в пунктах пропуска физический досмотр и ведения особой национальной документации.

В последние несколько лет количество недоставок в таможню назначения значительно сократилось. На территории России эффективно действует национальная программа контроля за доставкой в таможню назначения, факт недоставки выявляется практически немедленно. Эффективно действует система контроля Safe TIR. Все это позволяет принять своевременные и необходимые меры по урегулированию вопросов связанных с доставкой груза. Риск у таможенных органов, в отношении невозможности провести полный таможенный контроль товара и получить налоги в таможне назначения, минимальный. Случаи неисполнения перевозчиком обязанностей по доставке груза в таможню назначения очень редки. Однако имеют место случаи недоставки в связи с лишением перевозчика возможности выполнить процедуру TIR — это грабежи и кражи как во время движения транспортного средства, так и на платных стоянках.

При доставке грузов из ЕС в Россию есть обстоятельства, которые затрагивают интересы грузовладельцев и перевозчиков и сдерживают товарооборот, — это ситуация на границе.

Очереди, простои, убытки.

Есть объективные причины — пропускная способность пунктов пропуска не соответствует возросшим объемам перевозок. Но есть и другие причины — таможенный контроль производится в объеме основного, как в таможне, назначения. Фактически в пунктах пропуска к перевозкам TIR применяются практически те же формы таможенного контроля, как и к обычным грузоперевозкам.

Особенно негативно влияет на скорость пересечения границ решения о досмотре, принимаемые таможенными органами. Не действует один из принципов системы TIR — принцип признания государствами транзита и назначения мер таможенного контроля, принятых в стране отправления. Также не принимается во внимание наличие на грузовых отделениях или контейнерах ненарушенных таможенных пломб таможни отправления. Предложение представителя АСМАП М. Савина о переносе с границы в таможню назначения основного таможенного контроля товаров должно быть поддержано перевозчиками.

Николай Боровой, президент Ассоциации международных автомобильных перевозчиков Республики Беларусь (БАМАП), отметил, что ситуация 2001—2002 годов привела к тому, что необходимо было вводить специальные мероприятия в связи с недоставками товаров в таможни назначения. Все предприятия-перевозчики должны предоставлять в БАМАП ежегодно финансовый отчет, 1200 предприятий доказывают свою финансовую состоятельность. БАМАП принимает окончательное решение о допуске перевозчиков в систему TIR и ведет мониторинг за деятельностью предприятий. Каждый водитель должен пройти курс обучения по утвержденной ГТК РБ программе и получить соответствующий сертификат. Специальный экзамен сдают водители и менеджеры.

БАМАП во взаимодействии с таможенными органами работает по получению информации о нарушениях, которые допускают автоперевозчики. Протокол о нарушении, которое допустил перевозчик, поступает в БАМАП, к перевозчику сразу же применяются соответствующие меры, затребуются объяснительные документы, имеющие отношение к нарушению. Ежедневно поступает информация о непредъявлении оформленных книжек таможне назначения. Изучение такой информации позволяет выявить нарушения и принять необходимые меры.

В БАМАП стараются не доводить дело до официального предъявления претензий — за два года заявлена всего одна претензия. БАМАП исключил 800 перевозчиков из своих рядов из-за проблем с операциями БАМАП. Вся информация о руководителях предприятий, водителях, транспортных средствах вносится в базу данных, и в дальнейшем они не участвуют в перевозках.

В. Пендиурин, генеральный секретарь Ассоциации международных автомобильных перевозчиков Республики Молдова, отметил, что в последнее время участилась критика в адрес системы TIR. В странах ЕС вопрос о функционировании TIR не стоит так остро, как в странах СНГ. В СНГ нет Т-1 или какой-либо другой системы обеспечения уплаты таможенных платежей. Теоретически могут быть другие гаранты, но кто? И сколько это будет стоить перевозчику? Может быть, найти гаранта и не столь сложно, но как выстроить гарантийную цепь и управлять ею? Для выстраивания новой системы нужно учесть опыт уже существующей и проверенной системы. Система TIR удобна для перевозчика. Электронную форму, то есть e-TIR надо вводить постепенно, используя параллельно и бумажный вариант, так как есть риски — хакеров достаточно.

С. Домнина, председатель совета Гильдии логистических операторов МТТП, отметила рост спроса на логистические услуги. Производители, получатели, торговцы отказываются от несвойственных им функций и передают их профессиональным компаниям. Крупные клиенты, производящие товар или торгующие им, заинтересованы в исполнении доставки товаров профессионалами. У грузовладельцев нет желания нести довольно значительные расходы по обеспечению уплаты таможенных платежей на время перевозки товара, им более выгодно пользоваться услугами лиц, уже имеющих соответствующие гарантии. Конвенция TIR меняется. В настоящее время надо учитывать изменения экономических условий и стоимости товаров. Профессионалы в области доставки грузов сталкиваются с требованием дополнительного обеспечения. Также важно распространить действия Конвенции TIR на интермодальные перевозки. Упрощение всего пути транзита товаров на различных видах транспорта — это важный момент для развития международной торговли. •


Метки:, , , , , , , , , , , , ,

Посмотрите также

Leave a Reply

Перед отправкой формы: