PostHeaderIcon Что надо знать перевозчикам о претензиях...

Лилита Буйке, юрист, Starptautiskais konsultвciju institыts

Каждое отраслевое право основывается на общих правовых нормах, разработанных на основе идей законодательства соответствующей отрасли. Одним из таких принципов или основной идеей в гражданском праве, в соответствии с которым происходит его регламентация, является правовой принцип предотвращения оскорбления и защиты прав.

Нормативные акты, регламентирующие международные автоперевозки, также определяют порядок, в котором участники (отправители, получатели) договора перевозки могут возобновить то состояние, которое было до нанесения оскорбления права.

Три аспекта ответственности

Подача претензии является одним из видов, когда лицо, чьи права затронуты, может указать на несовершенство и недостатки товара или услуги и высказать требование их поставщику добровольно урегулировав спорную ситуацию.

В области международных автоперевозок можно говорить о трех аспектах ответственности перевозчика к получателю груза, отправителю или экспедитору:

  • ответственность за груз (его повреждение и в случае потери);
  • ответственность за задержку срока доставки груза;
  • ответственность за другие нарушения договора о перевозке (неустойка и др.).

В случаях когда наступает ответственность перевозчика, можно говорить о предъявлении к нему претензий. Рассматривая вопрос о предъявлении претензий с одной стороны и рассмотрении — с другой стороны, можно говорить о формальных аспектах предъявления претензий, а также о содержании претензий или же их обоснованном аспекте. Как одно, так и второе, имеют существенное значение, поскольку от того, насколько юридически корректно предъявлена претензия, можно говорить о позитивном решении требования. И наоборот, чем больше ошибок допускает предъявитель претензии, тем больше возможностей у перевозчика отклонить ее, не рассмотрев по существу.


Порядок рассмотрения претензии

Закон ЛР "Об автоперевозках" (далее — ЗАП) и Конвенция о договоре международных автоперевозок, принятая в Женеве 19 мая 1956 года (далее — Конвенция CMR), определяют специфический порядок рассмотрения претензии к автоперевозчикам и модель поведения перевозчика, получившего претензию. В таком виде в нормативных актах разработан так называемый порядок рассмотрения предшествующего внесудебного спора, вытекающего из требований к перевозчику. Цель порядка рассмотрения предшествующего внесудебного спора — дать сторонам возможность с помощью переговоров, переписки понять ситуацию и добровольно найти ее решение. И только если стороны не могут решить эту спорную ситуацию, правомочное лицо имеет право обратиться в суд против перевозчика с соответствующим требованием.

Хотя Конвенция CMR прямо не обусловливает обязанность правомочных лиц (отправителя груза или получателя) предъявить претензию до предъявления требований в суде, порядок предъявления претензии или рекламации оговорен в некоторых статьях Конвенции:

а) в случае частичного либо полного повреждения груза, в случае частичной потери груза:

  • если повреждение или потеря являются бесспорными — получателю надо принять груз, подав общие указания о потере или повреждении не позднее, чем в день принятия груза (Конвенция CMR, ч. 1, п. 30);
  • если повреждение или потеря незаметны — письменные возражения подаются в течение 7 дней со дня принятия груза; в упомянутый семидневный срок не входят воскресенья и праздничные дни (Конвенция CMR, ч. 1, п. 30);

б) в случае задержки срока доставки груза — письменные возражения подаются в течение 21 дня со дня передачи груза получателю (Конвенция CMR, ч. 3, п. 30).

Понятие "возражение" в понимании Конвенции CMR приравнивается к понятиям "претензия", "рекламация", поскольку сущность возражения — указание на невыполнение обязательств перевозчика, на основании которых правомочное лицо требует либо потребует в будущем плату за компенсацию.


Сроки реагирования

Вместе с тем Конвенция CMR категорично обусловливает сроки, в которые правомочное лицо может реагировать на невыполнение обязательств перевозчика в тех случаях, если перевозчик привез испорченный груз или потеряна его часть, или задержаны сроки доставки.

В случае полной потери груза, то есть если доставка груза не произошла вообще, претензию о полной его потере можно подать в сроки общей давности, потому что в этих случаях день доставки груза не существует. В данном случае претензию можно подать в течение одного года, считая его:

  • с 30-го дня после истечения согласованного срока доставки, если был определен срок доставки груза, или
  • с 60-го дня после того, как перевозчик принял груз для перевозки, если не был определен срок доставки груза.

В случае сознательного злоумышленного поступка перевозчика претензии о полной потере груза можно подать в течение 3 лет после истечения тридцатидневного или шестидесятидневного срока соответственно.

Также в других случаях, когда наступает ответственность перевозчика, претензии к перевозчику подаются в сроке общей давности (в течение 1 года, а в случае сознательного злоумышленного поступка — в течение 3 лет соответственно).


Дополнительные требования

Если к договору перевозки применяются нормативные акты Латвийской Республики, то ЗАП дополнительно определяет следующие требования по отношению к предъявлению претензий:

  • к претензии надо присоединить документы, подтверждающие или доказывающие обстоятельства, на которые имеется обоснованная претензия, и на которые правомочное лицо отзывается в своей претензии (ЗАП, ч. 2, п. 44);
  • если претензия подана о повреждении или потере груза, то дополнительно надо присоединить документы, подтверждающие количество и стоимость груза, а также экземпляр оригинала накладной, если в договоре о перевозке не сказано иначе.

Упомянутую обязанность правомочного лица подать документы, обосновывающие претензию, в косвенном виде также оговаривает Конвенция CMR, ч. 2, п. 32: "Письменная претензия приостанавливает давность требования до того дня, когда перевозчик письменным заявлением отказывает в претензии и возвращает приложенные к ней документы".

Какие правовые последствия определены в ЗАП, в случае если к перевозчику предъявлена претензия, но к ней не приложены документы? Перевозчик имеет право отвергнуть претензию как недоказанную, юридически не обоснованную, не рассматривая ее по существу, поскольку предъявитель претензии не соблюдал требования нормативных актов по отношению к предъявлению претензии.


Ответ обязателен

Следует помнить, что, независимо от того, присоединены ли к претензии документы или нет, перевозчику надо ответить на претензию. Конвенция CMR не определяет срок, в течение которого перевозчику надо подать ответ на претензию, однако, если к договору о перевозке применяются нормативные акты Латвийской Республики, то, в соответствии с ч. 3, п. 45 ЗАП, перевозчикам надо просмотреть претензию и заявить ее предъявителю о признание претензии либо отказе в следующие сроки:

  • в течение 1 месяца с момента получения претензии — если претензия заявлена в связи с перевозкой непосредственно в движении;
  • в течение 3 месяцев с момента получения претензии — если претензия заявлена в связи с перевозкой непосредственно в смешанном движении.

Если перевозчик частично либо полностью отвергает претензию, он должен вместе с ответным письмом вернуть документы, присоединенные к претензии. Признав претензию полностью, перевозчик посылает ответное письмо с решением о признании претензии, и в данном случае документы, обосновывающие претензию, остаются у перевозчика. •

Продолжение следует...


Метки:, , , , ,

Посмотрите также

One Response to “Что надо знать перевозчикам о претензиях...”

  • Shouhdush пишет:

    Что то у вас с кодировкой не того — через раз грузится как-то криво

Leave a Reply

Перед отправкой формы: