PostHeaderIcon Колесная гордость страны (часть 1)

Вообще-то несправедливо вспоминать о защитниках Отечества только после 23 февраля. Те, кто сражался, и те, кто готовы сражаться за родину заслуживают внимания и уважения каждый день и каждый час. Но в нашей суетной жизни мы едва ли вспомним о бывших и нынешних героях. Как бы то ни было в День защитника отечества все внимание отдано именно им. И мы хотим рассказать о машинах, несущих службу в Российской армии, ради чего даже отступим от некоторых жёстких правил журнала.

Автомобильная техника, используемая в армии, делится на четыре категории — легковые и грузовые автомобили, колёсные тягачи и шасси.

К первым относятся, разумеется, бессмертные УАЗы — "козёл" и "буханка" по народной терминологии. Они выпускаются без серьёзных изменений уже почти 35 лет и снискали славу простых, надёжных и проходимых автомобилей.

За время производства "уазики" претерпели ряд изменений, а в 1985 г. были основательно модернизированы — появился гидропривод сцепления, новые карданные валы, мосты повышенной надежности с измененной "главной парой", двухконтурная тормозная система с усилителем, синхронизированная КПП.

Когда масса перевозимого груза измеряется тоннами, а количество пассажиров — десятками, УАЗов становится недостаточно, и в ход идут грузовики, семейство которых более разнообразно, а начало производства многих из них приходится на 60-е годы.

Открывает его "старожил" — ГАЗ-66. Бензиновый "алюминиевый" V8 объёмом 4,2 л. с предпусковым подогревателем, мощностью 115 л.с., полный привод, подвешенные на рессорах неразрезные мосты с самоблокирующимися кулачковыми дифференциалами спереди и сзади, односкатные колёса с системой подкачки, позволяющей изменять давление в шинах с 2,8 до 0,5 атм. — смесь, позволяющая "66-ому" и сегодня без страха влезать в самое серьёзное бездорожье.

Правда, в остальном автомобиль безнадёжно устарел. Например, кабина — тесная и "холодная", доступ в неё неудобен, расход бензина при 40 км/ч — 25 л/100 км, а тормозной путь с 50 км/ч просто бесконечный — 25 м! Но армия — это не рынок, здесь на такие "мелочи" не обращают внимания.

ЗиЛ тоже поставлял для армии грузовики — такие, как ЗиЛ-131 грузоподъёмностью 5 тонн с колёсной формулой 6×6. Конструкция автомобиля проста и обладает гигантским запасом надёжности, а цифры технических характеристик поражают внимание — дорожный просвет — 330 мм, двигатель — бензиновая 6-литровая "восьмёрка" удельной мощностью всего 25 л.с./л, расходующая при 40 л/100 км при 40 км/ч, а тормозной путь составляет 29 м. с 50 км/ч. Колёса — с централизованной системой подкачки и внутренним подводом воздуха, шины — 8-слойные. Среди вариантов исполнения есть модификации с экранированным оборудованием и подготовленные для работы при температуре до -60 гр.

Схож с ним по конструкции и знаменитый "Урал-375". Но двигатель (тоже производства ЗиЛ) ёна 30 л.с. мощнее, автомобиль изначально подготовлен для эксплуатации при температуре от -40 до +40 гр., предусмотрена система герметизации. За время производства "Урал-375" выпускался во множестве модификаций, включая варианты для тропического климата, седельный тягач, шасси и другие.

Другой вариант этого же автозавода — "Урал-4320" мало отличается от предыдущего. Главным образом — установкой более экономичного дизельного 210-сильного двигателя КамАЗ-740 объёмом 11 л., расширенного температурного диапазона применения, изменённым оборудованием кабины. Появившись в 1978 г., "Урал-4320" претерпел две модернизации — в 1988 и 1993 г.

Самый старый автомобиль в Российской армии — КрАЗ-214, ведущий свою родословную от ЯАЗ-214 1956 г. (Не удивляйтесь — довольно долгое время ЯАЗ выпускал тяжёлые грузовики, и был даже пионером в этой области в СССР. Это потом уже он "поделился" конструкцией ЯАЗ-200 с МАЗом, который стал первым автомобилем Минского автозавода, а в 1959 г. передал всё автомобильное производство в Кременчуг, сосредоточившись на выпуске двигателей). Автомобиль имел множество вариантов, предназначенных для выполнения самых разных задач. Конструкция традиционна — мощная лонжеронная рама, односкатные многослойные колёса с системой подкачки, полный привод, огромный 360 мм дорожный просвет, рессорная подвеска, механическая КПП. Двигатель — рядная "шестёрка" ЯАЗ-206 мощностью 205 л.с., расход топлива — 50 л/100 км.

К тому же периоду времени относится и начало выпуска КрАЗ-255 полная масса которого равняется почти 20 тонам. Аналогичный по конструкции КрАЗ-214, он оснащался 8-цилиндровым 15-литровым дизелем мощностью 240 л.с. и выпускался в вариантах бортового грузовика и седельного тягача. С 1967 г. выпускался его модернизированный вариант 255Б, а прекратился выпуск "убийцы водителей" (управление КрАЗом стоит водителю огромных физических усилий, а условия его работы просто ужасные) лишь в 1989 г.

В 1979 г. начался выпуск КрАЗ-260 — ещё более тяжёлого грузовика, который знаменит тем, что именно он стал первым отечественным полноприводным автомобилем, на который был установлен двигатель с турбонаддувом. Это ЯМЗ-238Л мощностью 300 л.с., в то время — один из самых мощных двигателей. Полная масса автомобиля достигает уже 22 тонн. Список "профессий" КрАЗ-260 аналогичен таковому для модели 255.

В 1993 г. на вооружение поступила новая разработка — КрАЗ-6322 с той же формулой 6×6. 330-сильный двигатель оснащается уникальной системой, позволяющей водителю вручную добавлять топливо во впускной трубопровод, избегая провалов мощности на малых оборотах. Вес автомобиля возрос на тонну, увеличен запас топлива, грузоподъёмность составила 10 тонн. Для облегчения работы водителя установлен демультипликатор с пневматическим приводом, и встроенным межосевым дифференциалом. Огромный автомобиль длиной почти 9 м. способен буксировать прицепы массой до 30 т., дорожный просвет достигает 370 мм, а расход топлива — 34 л/100 км.


Метки:, , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , ,

Посмотрите также

Leave a Reply

Перед отправкой формы: