PostHeaderIcon Поможет ли нам конкурент? ( Часть 2 )

Будь готов к перегреву рынка

Столь быстрый рост автопарка, как отметили участники конференции, заставляет с настороженностью отнестись к перспективам сектора международных перевозок.

Директор Департамента дорог и дорожного транспорта Министерства сообщений Литвы Шарунас Баублис говорит о том, что благоприятные условия сегодня — объемы грузоперевозок постоянно растут — могут завтра, когда вдруг по каким-то причинам изменятся, например, направления перевозок, создать самим перевозчикам дополнительные проблемы.

"Лично я уже серьезно опасаюсь перегрева данного сектора, — сказал Ш. Баублис. — Рынок развивается очень хорошо, поэтому у перевозчиков могут появиться чрезмерные ожидания".

Палки в колеса могут вставить и другие проблемы. Например, в странах Балтии, да и во всем Евросоюзе очень остро стоит проблема нехватки водителей. Кроме того, если взять работу на рынках третьих стран, а это прежде всего Россия, Украина, Беларусь, Казахстан, то там количество выдаваемых дозволов растет не так быстро, как того хотелось бы.

О простоях на границе с Россией

Остаются головной болью и длинные очереди на восточных границах ЕС. О периодически обостряющейся ситуации на латвийско-российской границе наслышаны все. Но не все гладко и на других участках. Как рассказал А. Таттер, эстонским перевозчикам это также знакомо. Для развития погранично-таможенной инфраструктуры на эстонско-российской границе предпринимаются какие-то шаги, например, для развития пропускной способности пункта в Нарве. При этом используются и средства ЕС.

"Но российская сторона, на наш взгляд, не очень позитивно настроена на активизации этих работ, — проинформировал представитель Эстонии. — Наверное, причина — в политических моментах".

А от этого, кстати, не застрахованы перевозчики ни одной из Балтийских стран.

Вопрос о простоях на латвийско-российской границе прежде всего затрагивает литовских, польских и латвийских автоперевозчиков. По мнению литовской стороны, имеет место определенная дискриминация автоперевозчиков Литвы на дорогах Латвии. В последнее время усилился контроль со стороны транспортной инспекции Латвии. По мнению В. Трезиньша, контроль касается всех перевозчиков, но эффект от него по отношению к иностранцам даже меньше, чем к местным автоперевозчикам.

"Серьезные простои имеют место не только в Латвии, но и в Эстонии, где ожидание в очередях достигает недели. Вопрос простоев можно решить только совместной координации усилий ЕС и России", — считает В. Трезиньш.

На границе с Беларусью

Несколько иная ситуация на литовско-белорусской границе, где автомобильных очередей почти не бывает. Здесь хорошая инфраструктура. Недавно был открыт новый пункт пересечения — "Лаворишкес". Пропускная способность таких постов на литовско-белорусской границе, по оценке литовских специалистов, превосходит имеющийся здесь грузопоток. Проблема в процедурах. Но процедуры, как заметили представители Литвы, будут всегда. Другое дело, что, и это стало уже также общеизвестным: белорусские таможенники чересчур придирчиво контролируют прохождение грузов, порой перегибая палку. Белорусская сторона обещала здесь улучшения, но пока грузоотправители и перевозчики не смогли убедиться в каком-то заметном прогрессе.

Отправляемся в каботажное "плавание"

Впрочем, речь в Вильнюсе шла не только о тех вещах, на которые балтийские перевозчики могут воздействовать разве что опосредованно. Участники встречи обсуждали также ряд вопросов, решение которых вполне в их власти.

В частности, возможность развития каботажных перевозок. Сейчас такая возможность в Евросоюзе есть, но речь идет только о временном каботаже. Но что подразумевается под этим термином "временно"? Это раз в неделю, в месяц, в год? Понятно, что, обмениваясь мнениями, как же это нужно воспринимать, старались исходить из того, что ближе и выгоднее самим балтийским перевозчикам.

К слову, относительно каботажных перевозок в Балтийском регионе еще не определились окончательно. Только Эстония и Литва согласились предоставить такую возможность друг другу, а Латвия пока воздерживается присоединяться к ним.

"Мы считаем, что спешить некуда, — говорит В. Трезиньш. — Мы можем больше потерять, чем приобрести. Как показывает опыт, неофициально на нашем рынке при отсутствии должного контроля так работают иностранные автоперевозчики, и в первую очередь — литовцы".

Расширить формат встреч

К слову, поскольку у перевозчиков стран Балтии есть шестистороннее соглашение, заключенное тремя Балтийскими государствами и странами Бенилюкса, то этот вопрос можно будет "обкатать" не только на нашем региональном уровне. Стоит заметить, что в ходе вильнюсской встречи как раз и обсуждалась необходимость такой расширенной встречи, ее сроки, а также основные вопросы, которые можно было быть обсудить. •


Метки:, , , , , , , ,

Посмотрите также

Leave a Reply

Перед отправкой формы: