PostHeaderIcon Коллекция неизвестного шансона

Яковлев Игорь Юрьевич, во всяком случае, на первый взгляд — самый обычный человек. Руководитель сети мебельных салонов компании "Aktis", он никогда не занимался профессионально музыкой, не писал стихи, и вряд ли может причислить себя к заядлым меломанам. От этого его увлечение становится ещё необычнее — Игорь посвятил себя коллекционированию записей исполнителей шансона или авторской песни. "Понятие авторской песни, — говорит Игорь, — на самом деле шире, чем это принято иметь в виду сейчас. Человек который написал текс, придумал мелодию и исполнил свое творение автор — исполнитель. По этому это не только барды или так называемые, исполнители в стиле шансон но и рок исполнители или тот же Юрий Антонов тоже автор исполнитель. Хотя мое увлечение началось не с него.

 — ...Это было дело случая. В 1984 г. к нам в класс пришла учиться одна девушка. Мы с ней подружились. У нее дома я услышал ранее не известного мне исполнителя, как это говорят сейчас не в формате того, что передавало радио и телевидение. Видя мой интерес, ее отец подарил мне кассеты с записями этого исполнителя. Как потом выяснилось — это был Александр Розенбаум, а концерты были записаны в 1982 и 1983 годах с ансамблем Братья Жемчужные дома у Сергея Маклакова в Ленинграде. В то время эта музыка была подпольной и распространялась среди людей, у которых были магнитофоны. Разумеется, я не преминул возможностью познакомить с ней своих друзей. Она всем понравилась. После Александра Розенбаума появился интерес к творчеству других исполнителей, не разрешённых властью. Понимаете, в этом был не только чисто музыкальный интерес. Тогда это был своего рода протест — если запрещено, значит нужно непременно разыскать, послушать, а потом распространить среди знакомых.

В то время ведь свободомыслия не было — две программы телевидения, проводное радио, газета "Правда" и программа по заявкам "В рабочий полдень"... Поэтому всё, что выбивалось из навязываемого ритма и стиля жизни, привлекало огромное внимание. В этом отношении мне повезло — у меня был японский двухкассетный магнитофон, невероятное богатство для того времени, который отец привёз из командировки. И я имел возможность слушать и перезаписывать музыку, о существовании которой многие даже не подозревали.

Затем судьба свела меня с однокурсником, чей дядя как раз занимался организацией подпольных концертов и распространением записей, коих у него была огромная коллекция. Тот, видя мой интерес к этим исполнителям, подарил мне блок кассет, среди которых были записи с концертами Аркадия Северного и Владимира Сорокина. Для меня их творчество стало открытием. Если Александр Розенбаум на тот момент отрекся от своих хулиганских песен и исполнял песни с казачьей и военной тематикой, то у Аркадия Северного и Владимира Сорокина преобладали так называемые одесские — хулиганские песни. Это было второе открытие, связанное с подпольной музыкой, навсегда определившее мой интерес к творчеству этих исполнителей. С этого, в общем-то, я и начал заниматься поиском и коллекционированием концертов исполнителей авторской песни.

Лет пять назад ко мне попали ряд записей на катушках, которые, как выяснилось позже, уникальны. Я в то время увлекался программированием, и успел сделать для друзей несколько сайтов. Стремясь сохранить записи от исчезновения, я в течение полугода занимался их оцифровкой, а когда работы была сделана, создал собственный сайт и выложил их в Интернет. В сети оказалось более 400 концертов, многие из которых, как потом выяснилось, считались потерянными. Через некоторое время на мою электронную почту начали приходить письма от коллекционеров из других городов, и даже из других стран, с которыми довольно скоро начался бурный процесс обмена записями. Многое из оказавшегося у меня в руках оказалось очень востребованным...

Сейчас коллекция, выложенная на моем сайте, достигает 3700 альбомов, из которых 50% — совершенно уникальные вещи, о существовании которых никто даже не подозревал. Счётчик посещений ежесуточно отмечает до 300 визитов на сайт, который я создавал, даже не предполагая о его столь широкой популярности.

 — Не предлагали ли вам продать коллекцию и сайт?

 — Несколько раз. За сумму настолько большую, что иногда у меня даже закрадывалась мысль о продаже. Но потом я задавал себе вопрос, что я буду делать-то после этого, и не находил ответа. В этой коллекции — вся моя жизнь, и я не представляю себя без неё. Хотя, должен признать, мой сайт — действительно удачный бизнес-проект.

 — Насколько большую часть коллекция занимает в вашей жизни?

 — Огромную. Она забирает столь много энергии, что не заметить этого просто невозможно. И если работе коллекция не мешает, то с домашними регулярно возникают трения. А как иначе, если, придя домой, папа задаёт пару дежурных вопросов об успехах своим дочкам и садится за компьютер, из-за которого встаёт иногда лишь глубокой ночью? Ведь это невероятно затягивающее хобби — контакты происходят ежедневно, появляются новые, дают о себе знать старые. Сейчас коллекционирование уже преодолело ту стадию, когда я собирал всё, что так или иначе подпадало под определение "авторская песня", и сосредоточилось на том, что мне в первую очередь интересно. Это старые концерты, сделанные ещё в домашних условиях, забытых сейчас исполнителей 1960-х, 1980-х годов, уникальные записи, иногда даже не концерты, а простое напевание под гитару у кого-нибудь на кухне или интервью Аркадия Северного программе Время, записанное в 1977 году на вокзале в Киеве во время двадцатиминутной стоянки проезда Одесса — Москва...

На сайте можно встретить немало альбомов даже западных рок-групп тех времен. Ведь они тоже в своё время были запрещены. Но мои мысли всё равно остаются в том романтическом подполье, когда люди, сделавшие музыку своей жизнью, вынуждены были вести двойную жизнь.

 — Расскажите об этом подробнее, пожалуйста.

 — В те времена немногие могли позволить себе зарабатывать музыкой. У любого исполнителя было лишь два пути — либо ты идёшь на "сделку" с властями и попадаешь в список разрешённых, либо пишешь и исполняешь песни для узкого круга слушателей на домашних концертах.

 — Как проходили записи концертов и их распространение?

Центром подпольного распространения были люди, организаторы записей домашних концертов. Их имена в то время не были известны — это Рудольф Фукс, Виктор Набока, Сергей Маклаков, Вадим Коцишевский, Станислав Ерусланов. Они могли позволить себе переоборудовать комнату в жилом доме в студию, собрать музыкантов, платя им по 25 рублей в день, пригласить из Одессы или Омска исполнителя и организовать запись на плёнку их концертов. Иногда на такие концерты приглашались коллекционеры из других городов со своими магнитофонами. Они платили организатору деньги за право присутствия на записи концерта и уезжали домой, распространять сделанные записи. И так — постоянно. Днём они работали на благо страны, а по вечерам и в выходные — пели, писали тексты, записывали и распространяли концерты. Многие не имели возможности или желания выходить "в свет", и память о них хранится лишь благодаря коллекционерам.

 — Получается, благодаря вам, мы можем узнать что-то новое, о чём даже сами исполнители успели забыть?

 — Конечно. Кто, например, знает о том, что в 1986 г. лидер ДДТ Юрий Шевчук в городе Череповец у кого-то дома напел концерт блатных песен, попавших на плёнку? Или вот популярная в те годы рок-группа Интеграл, не известно в каком году и где записала концерт блатных песен и этот концерт сохранился на пленке.

 — Можете вспомнить какую-нибудь историю, связанную с необыкновенной судьбой какого-либо альбома?

 — К таковой можно отнести, например, второй концерт с ансамблем "Обертон" Аркадия Северного и Александра Шеваловского, записанный в 1977 году, который всеми считалась потерянной. Дело в том, что этот концерт записывал в Ленинграде известный организатор Виктор Набока, который никогда не приглашал коллекционеров из других городов, и писал всё в единственном экземпляре. Сделав запись, он отдал плёнку самому Аркадию, чтобы тот передал её в Москве знакомому. Но Аркадий в поезде выпил лишнего, и катушку с концертом у него украли. У меня этот концерт есть...

 — Успеваете всё слушать?

 — Нет, что вы. Слушаю только действительно редкие записи — на остальное не хватает времени. А вообще, если уйти от темы "шансона", то в музыке я абсолютно "всеяден" — с удовольствием слушаю классическую музыку, большой поклонник рок-музыки.

-Что для вас более важно в авторской песне?

 — Разумеется, текст. Мелодия тоже важна, но она, по большей части, вторична.

 — Вы можете оценить свою коллекцию по размеру и полноте?

 — Да, общаясь с другими коллекционерам, у меня есть такая возможность. И здесь есть чем гордиться — в России она одна из самых крупных.

 — В каждой коллекции, как правило, есть "жемчужина". А в вашей?

 — Это даже не жемчужина, а целое ожерелье. Горжусь тем, что у меня — 87 оригинальных концертов Аркадия Северного. В хорошем и отличном качестве, что большая редкость. Из других можно отметить большое количество записей исполнителей блатнечка 1960 годов оцифрованных с так называемых пластинок на ребрах, которые в те времена выпускал тот же Виктор Набока. Качество, конечно, соответствующее, но тут важен сам факт их существования. Авторов и исполнителей на этих пластинках на ребрах установить не представляется возможным.

 — А что значит на ребрах?

 — В те времена, когда еще не было магнитофонов. Сейчас в это сложно поверить. Музыку слушали на пластинках. Понятно, что фирма Мелодия выпускала лишь то, что было разрешено. Так вот некие умельцы выпускали пластинки собственного изготовления с записями блатнячка. А лучшим и доступным материалом для изготовления этих пластинок оказались рентгеновские снимки. А на них ребра. По этому пластинки на ребрах.

 — Есть ли у вас какая-либо конечная цель?

 — Нет. Это просто хобби, которое находится в ежедневном движении. Правда, с ростом коллекции всё тяжелее становится заполучить что-нибудь действительно ценное.

 — Какую музыку слушаете в машине?

 — Как правило — "Ретро" или "Шансон".

 — Игорь, и, напоследок, несколько неожиданный вопрос — ваше увлечение довольно редкое, что вы собираетесь делать с коллекцией, когда она вам перестанет быть интересной или, говоря осторожно, вы уже не сможете следить за ней? Кому собираетесь передать её?

 — В связи с этим расскажу одну историю. Возвращаемся семьей из гостей. Разговариваем с женой Светой о моем увлечении и Света, подытоживая разговор, в шутку спрашивает, кому же ты передашь свою коллекцию? И вдруг на ее вопрос серьезным голосом отвечает наша младшая дочка Леночка — папа передаст коллекцию мне. Лене 10 лет. А вообще это сложный вопрос. Честно говоря, никогда не задумывался над ним. Молодое поколение не проявляет к этой музыке особого внимания, оно даже не знает о её существовании. Поэтому вопрос о том, что будет с коллекцией в будущем, остаётся открытым. Не исключено, что я выложу её на своём сайте для свободного скачивания, но одному мне с этим не справиться — потребуется большое количество времени, сил и средств. Впрочем, если кто-то пожелает оказать мне помощь в этом вопросе — то всё возможно.

Дмитрий Фадеев


Метки:, , , , , , , , , , , ,

Посмотрите также

Leave a Reply

Перед отправкой формы: