Семь раз отмерь, один раз отрежь (часть 2)
Роль государства
В. Т.: В Латвии по-прежнему отсутствует четкая стратегия в отношении транзита как такового. Тому свидетельство результаты деятельности портов и железной дороги за 2006 год. Как никогда необходима координация всех видов транспорта внутри страны. По заданию премьера готовится целый ряд поправок в законодательство, таких как транзитный налог или плата за дороги, ограничения ввоза топлива из третьих стран и др. В то же время экономическое обоснование предлагаемых мер отсутствует. В таких вопросах лучше семь раз отмерить, а потом один раз отрезать.
Еще один момент касается многочисленных разговоров о перегреве латвийской экономики. Значительный рост в 2006 году автопарка на 25% и объемов перевозок на 35% вызывает опасения для дальнейшего развития рынка международных автоперевозок. Один из вариантов решения вопроса мы предложили Министерству сообщений: не пора ли задуматься о введении ограничений по размеру автопарка, которые предусмотрены законодательством ЕС в случае возникновения кризисных ситуаций?
Разрешительная система тоже недостаточно учитывает резкий рост рынка международных автоперевозок, особенно на Россию и Беларусь. Это же относится и к разрешениям CEMT, которые ставят перевозчиков в положение, когда хочешь не хочешь, приходится инвестировать в новые, удовлетворяющие требованиям экологии, машинам. Уверенности, что эти инвестиции окупятся, в данной ситуации нет.
О допуске в профессию
П. Г.: На Генеральной ассамблее IRU в очередной раз был рассмотрен вопрос о допуске в профессию для пассажирских и грузовых автоперевозчиков. Отмечалось, что в целом рынок пассажирского и грузового транспорта развивается успешно. Однако излишняя либерализация может вызвать долговременные проблемы, поскольку снижение доходности перевозчиков ведет к ряду негативных последствий.
К примеру, снижению уровня образовательной подготовки менеджмента транспортных компаний; возможностей компаний инвестировать средства в безопасность движения; в обучение остро не хватающего водительского состава и в целом снижения престижа профессии для всех категорий транспорта. Это уже происходит на фоне ужесточения режима труда и отдыха, что само по себе усложняет организацию транспортного процесса и снижает его рентабельность.
Еще раз о кадрах
П. Г.: Еще одна актуальная тема на Ассамблее IRU — нехватка водительских кадров. В процессе обсуждения вопроса реальных выводов ее участникам сделать не удалось. Было отмечено, что недостаток водителей может в какой-то мере компенсироваться за счет привлечения работников из третьих стран. Но и в этих странах ситуация с водителями ненамного лучше. Во многом нехватка водителей связана не столько с уровнем оплаты, а с тем, что профессия теряет свой престиж. В то же время требования к знаниям и ответственность непрерывно возрастают.
В. Т.: В Латвии ситуация с водительскими кадрами продолжает обостряться. Ее усугубляет введение новых правил режима труда и отдыха (подробнее на стр. 30), которые еще больше ограничивают количество рейсов для водителей, а значит, снижается производительность труда, и в конечном счете не растут зарплаты.
"Lаtviаs Аutо" видит три пути решения вопроса с водительскими кадрами. Первый — работа с молодежью в школах совместно с государством, с тем чтобы вернуть профессии водителя престиж. Второй — Ассоциация ведет переговоры с банками, которые могли бы кредитовать обучение молодежи (как это делается для студентов вузов). И третье — привлечение водителей из третьих стран.
Наши перевозчики уже приглашают водителей из России, Украины и других стран. Руководители латвийских компаний считают, что разрешение на работу для найма иностранных водителей предприниматель должен оплачивать не на год вперед, а за гораздо более короткий срок, к примеру, за месяц (подробнее на стр. 12-13). Многие перевозчики принимают на работу водителей, определенную ответственность за которых несет зарубежный партнер.
Новые проекты
В. Т.: Логистические центры, о которых много говорится в прессе, но мало делается в реальности. Опять-таки наши литовские соседи-конкуренты, осуществляют такие проекты при серьезной поддержке государства.
Проект центра логистики в Крустпилсе, заявленный предпринимателями, интересный для автоперевозчиков, может быть воплощен. Участие в нем государства могло бы дать дополнительные гарантии в его реализации.
Мы продолжаем ждать, когда Рижский порт заработает в интересах транзита. Хотелось бы иметь больше информации о строительстве контейнерного терминала на Кундзиньсале, ввод в строй которого заявлен на 2008 год. Набили оскомину и разговоры о мультимодальных и паромных перевозках. Готовы ли власти сдвинуть и этот вопрос с мертвой точки?
Есть и проекты, которые под силу нашим автоперевозчикам. Это Шелковый путь в Китай, проложенный пока, к сожалению, с помощью российских партнеров. Чтобы делать это из Латвии, крайне нужен договор между Латвией и Китаем об осуществлении международных автоперевозок между странами. •
Метки:безопасность, вид, машина, момент, низ, пассажир, пол, пуск, режим, система