PostHeaderIcon Поможет ли нам конкурент? ( Часть 1)

В Вильнюсе прошло ежегодное собрание экспертов по международным автоперевозкам Латвии, Литвы и Эстонии, которое поочередно проводится в одной из стран Балтии.

На повестке дня вильнюсской встречи было поставлено 11 вопросов. В ходе обсуждения стало ясно, что их можно условно разбить на три группы, во многом совпадающие с направлениями деятельности балтийских автоперевозчиков: евросоюзный рынок, региональные перевозки и восточное направление. При этом многие участники мероприятия в комментариях единодушно сходились на том, что представителей сектора автомобильных грузоперевозок связывает не только географическое соседство.

Друзья-соперники

Президент Латвийской ассоциации автоперевозчиков "Lаtviаs Аutо" Валдис Трезиньш заметил, что одно из достоинств подобных встреч — то, что в обмене мнениями по вопросам транспортного сектора участвуют и представители властей.

"Это дает возможность лишний раз обратить внимание чиновников на то, что балтийский рынок грузовых автоперевозок слишком мал, чтобы не учитывать, что не очень продуманные решения на государственном уровне потом могут отозваться потерями в грузопотоках: соседи тут же сработают, как нормальные конкуренты, — сказал глава латвийской ассоциации".

Директор Департамента дорог и железнодорожного транспорта Министерства экономических дел и коммуникаций Эстонии Айн Таттер привел конкретный пример, когда даже к благим намерениям Евросоюза нужно обязательно подходить со своей национальной меркой.

"Из-за различного, чисто географического положения у наших стран разные возможности, — пояснил он. — Если взять плату за транзитный проезд по дорогам, которую Евросоюз рекомендует применять, то для той же Литвы, находящейся практически в центре потоков восток (Россия) — запад (Западная Европа), это вполне нормально, а нам надо не один раз подумать, стоит ли вообще применять такую плату. Не получится ли так, что ее придется платить только эстонским транзитным перевозчикам, вынужденным заезжать в наш "уголок"?

С ним соглашается и руководитель отдела грузового транспорта Литовской национальной ассоциации автоперевозчиков "Linava" Гинтаутас Рамаслаускас, признавшийся, что, когда литовские власти собираются принять какое-то недальновидное решение, то транспортники не стесняются им напомнить, что рядом — латыши, эстонцы и поляки, которые сразу попытаются вытеснить отечественных перевозчиков с рынка.

При этом, как подчеркнул Г. Рамаслаускас, конкуренция постоянно растет, что является одним из последствий роста всей экономики, и сектора автоперевозок в частности. Весь транспортный сектор Литвы, например, обеспечил в прошлом году свыше 13% ВВП, а непосредственно автотранспортные предприятия — 5,4%.

Не удивительно, что это отражается и на самом развитии грузового автопарка. В Литве, например, в прошлом году он увеличился на 3 тыс. автомобилей, а за первых три месяца этого года транспортные компании страны приобрели еще 1400 новых грузовых автомобилей. К слову, в Литве сейчас парк грузового транспорта составляет 22 тыс. машин.

"Прирост, как мы видим, за такой короткий промежуток просто огромный, — сказал Г. Рамаслаускас. — Похожая ситуация и у соседей". (См. таблицу на стр. 42).

То, что это так, подтвердил и А. Таттер: "Тенденции на рынке автомобильных грузоперевозок в странах Балтии похожи: экономика растет, и транспортный сектор растет также. Причем даже быстрее. За два года в Эстонии появилось свыше 1000 новых тяжелых грузовиков. В этот сектор идут большие инвестиции".

Не стоит забывать и о том, что в Польше в секторе международных перевозок задействовано порядка 100 тыс. грузовиков.

А. Таттер также заметил, что спустя три года после вступления стран Балтии в Евросоюз, мы пока не можем сказать, что у нашего региона есть своя, единая транспортная политика.

"Впрочем, это и понятно: мы все работаем на небольшом рынке, поэтому мы являемся не только партнерами, но и конкурентами, — сказал А. Таттер. — От этого никуда не денешься. И этот момент я, кстати, не считаю каким-то отрицательным. Это нормальное явление, которое просто нужно учитывать. Поэтому наши позиции порой не совпадают с позициями Литвы или Латвии".

"Пример Литвы заразителен, — считает В. Трезиньш, — и латвийские власти усиленно муссируют вопрос оплаты транзита или платности дороги. "Lаtviаs Аutо" свою позицию не меняет. Сначала надо дороги и инфраструктуру привести к европейскому знаменателю, а потом думать о поборах. К сожалению, идея балтийской виньетки реализуется в Литве, которая с 1 июля внедряет свою, литовскую виньетку".


Метки:, , , , , ,

Посмотрите также

Leave a Reply

Перед отправкой формы: