PostHeaderIcon Колесная гордость страны (часть 2)

Автомобили КамАЗ, состоящие на вооружении Российской армии по массе и грузоподъёмности лежат между КрАЗами и "Уралами". Семейство камских автомобилей состоит из 4-х моделей. Все — с кабиной над двигателем, односкатными колёсами, системой подкачки шин. Открывает её трёхосный КамАЗ-4310, попавший в армию в 1980 г. Двигатель — дизельный V8 модели "740" аналогичный тому, что устанавливается на "Урал-4320". По основным узлам и агрегатам модель унифицирована с "гражданской" "5320". Привод — постоянный полный (а не с подключаемым передним мостом, как, например, у ГАЗ-66), раздаточная КП — двухступенчатая с межосевым дифференциалом, ШРУСы — дисковые, типа "тракта".

Другая модель — "4326" принята на вооружение относительно недавно — в 1995 г. Она имеет наименьшую снаряжённую массу и грузоподъёмность — 8 и 3,5 т. соответственно, но двигатель — модификация "740" оснащённая турбонаддувом мощностью 240 л.с. В коробку передач включён делитель, что позволило довести количество передач до 10. В остальном модель аналогична "4310". КамАЗ-4350 — тот же "4326", но двухосный.

Самый большой и мощный в ряду армейских КамАЗов — "6350". Двигатель — на 20 л.с. мощнее, 4 оси, полный привод, полная масса — 22,5 т. (грузоподъёмность — 14 т.), дорожный просвет — 385 мм! Этот автомобиль — своеобразный "мостик" между обычными грузовиками и исполинскими колёсными тягачами.

Открывает их продукция Минского автозавода. МАЗ-537, появившийся в далёком 1960 г. на базе МАЗ-535А, в отличие от оригинала имеет возросшие динамические характеристики и грузоподъёмность, увеличенную базу и 24-слойные покрышки с постоянным давлением взамен регулируемого. Среди модификаций — бортовой грузовик, седельный тягач, шасси с оборудованием, варианты с валом отбора мощности и мощной лебёдкой. Существовала и версия балластного тягача с 500-сильным двигателем, предназначенного для буксировки самолётов массой до 200 т., расчистки завалов или буксировки тяжёлых 75-тонных прицепов. Автомобиль оснащается дефорсированным танковым 12-цилиндровым дизелем (39 л., 525 л.с.), который приводит колёса всех 4-х осей. Подвеска всех колёс — независимая торсионная, в трансмиссии — 7 самоблокирующихся дифференциалов и 14 карданных валов! Полная масса — 37,5 т., дорожный просвет — 500 мм, максимальная скорость — 60 км/ч, расход топлива — 125 л/100 км.

В середине 60-х ему на смену пришёл МАЗ-543 конструкции Б. Шапошника (за неё он был удостоен Государственной премии). Двигатель — тот же, но конструкция принципиально другая. Раздельные кабины для снижения центра тяжести выполнены из смолы, армированной стеклотканью, трансмиссия — автоматическая с мостовым распределением мощности, 3-ступенчатой планетарной КПП и 2-ступенчатой раздаточной КП с межтележечным дифференциалом, планетарные колёсные редукторы, привод полный, подвеска всех колёс — независимая торсионная, полная масса равняется 40 т. МАЗ-543 получил у водителей прозвище "Ураган". Варианты исполнения — аэродромный пожарный и спасательный автомобиль, шасси для артиллерийских и буровых установок, кранов, бортовой грузовик и седельный тягач.

Курганский завод колёсных тягачей (сейчас — ОАО "Русич") начал свою деятельность в 1963 г. с производства переданного на него МАЗ-537. Лишь в 1990 г. ему на смену пришёл КЗКТ-7428, а вместе с ним появился и ряд прицепной техники к нему. Основное назначение тягача осталось прежним — перевозка крупногабаритных и тяжёлых конструкций, танков, другой техники. Двигатель — ярославский дизель V12 с наддувом объёмом 26 л. мощностью 650 л.с. (часть тягачей оснащалась американским двигателем Cummins той же мощности), КПП — автоматическая, "раздатка" — двухступенчатая, привод полный, подвеска — независимая торсионная всех колёс. Максимальная масса прицепа — 70 т., снаряжённая масса тягача — 23,7 т., высота — 3,5 м., ширина — почти три, глубина преодолеваемого брода — 1,1 м, ёмкость топливных баков — 900 л, максимальная скорость — 65 км/ч.

Вершина транспортной техники, используемой в российской армии — колёсные шасси Минского завода колёсных тягачей. Первый образец МЗКТ-7930 появился в 1994 г. Тягач, пришедший на смену МАЗ-543, испытывался самым серьёзным образом — в климатической камере при -50 гр., в аэродинамической трубе на стойкость к ударной волне, на дорогах общего пользования и бездорожье. Количество "профессий" МЗКТ-7930 достигает сотни — основа для боевых средств управления, размещения, РЗСО, РЗС, береговых противокорабельных комплексов и многого другого. Двигатель — ЯМЗ-846 мощность 500 л.с., максимальная скорость — 70 км/ч, грузоподъёмность — 24 т., привод полный.

МЗКТ-7917 и МЗКТ-79221 — самые большие, самые тяжелые и самые секретные колесные машины Российской армии. Об их устройстве почти ничего неизвестно, их количество — военная тайна. Фотографировать и снимать на видео их разрешают только с одной стороны и только с определенного расстояния.

МЗКТ-7917 весит 34,5 тонны и перемещается по земле на 14 колесах, 12 из которых ведущие. У него дизельный 12-циллиндровый двигатель, который потребляет 200 л. топлива на 100 километров пути. Максимальная скорость исполина — 40 км/ч, запас хода — 400 км.

В 1995 г. на Минском заводе колесных тягачей начато производство восьмиосного специального шасси МЗКТ-79221, на базе которого создана подвижная ТПУ для МБР РТ-2ПМ-OC, входящей в состав знаменитого ракетного комплекса стратегического назначения "Тополь-М". Двигатель — дизельный V12 ЯМЗ-847 с турбонаддувом мощностью 800 л.с, потребляющий 200 л/100 км., ведущими являются все 16 колёс с системой подкачки, причём колёса трёх первых и трёх последних осей сделаны управляемыми. Снаряжённая масса МЗКТ-79221 — 44 т., грузоподъёмность — 80 т. Шасси предназначено для транспортирования оборудования по всем видам дорог и местности в любое время года и суток при температуре окружающего воздуха от -40° до +50°С. Бортовая система контролирует 20 параметров — состояние двигателя, ходовой части, трансмиссии и т. д.

Конечно это далеко не все колесные военные машины, но мы показали вам самые главные и интересные из них. И может быть это хорошо, что мы вспоминаем о защитниках Родины только 23 февраля, ведь это хороший признак мирного времени.***

Игорь Буланов


Метки:, , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , ,

Посмотрите также

Leave a Reply

Перед отправкой формы: